Что такое дневные ходовые огни
Согласно п. 1.2 ПДД, дневные ходовые огни (ДХО) — это внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
ДХО сначала получили распространение в странах Скандинавии в силу характерной для них слабой естественной освещенности на протяжении значительной части года. В 1977 году Швеция первой ввела требование по круглогодичному использованию ДХО. В странах Евросоюза такая норма для легковых и легких коммерческих автомобилей стала действовать с февраля 2011 года и с августа 2012 года распространилась на грузовики и автобусы. В России аналогичное положение вступило в силу даже раньше, с 21 ноября 2010 года, с принятием поправок к ПДД, в частности к п. 19.5, который стал гласить: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».
Как выглядят
Для улучшения видимости транспортных средств в светлое время суток в России могут использоваться:
- отдельные ДХО;
- фары ближнего света;
- противотуманные фары (п. 19.4 ПДД);
- ПДД не содержат прямого запрета использования в качестве ДХО фар дальнего света, на некоторых моделях автомобилей для этих целей штатно устанавливаются фары дальнего света с возможностью работы в режиме интенсивности примерно в 30% от их максимальной мощности.
Согласно п. 9 действующих в России Правил ЕЭК ООН № 87 в четвертой редакции от 15.09.2023, ДХО должны иметь белый цвет. При этом тип источника света не регламентирован. Соответственно, законно использование и ламп накаливания, и газоразрядных, и светодиодных. Последние, помимо долговечности, обладают еще одним ценным качеством: на порядок меньше потребляют энергии, что обеспечивает экономию топлива.
Следует помнить, что самостоятельная установка светодиодных ДХО на модели, изначально выпущенные без этого элемента, расценивается как изменение конструкции транспортного средства, для легализации которого требуется пройти сложную специальную процедуру.
Для чего нужны дневные ходовые огни
Главная задача дневных ходовых огней — снижение аварийности за счет раннего оповещения участников движения, включая пешеходов, о приближающемся транспортном средстве.
Правила установки дневных ходовых огней
Согласно действующим в России Правилам ЕЭК ООН № 87 в четвертой редакции от 15.09.2023:
- интенсивность светового потока ДХО должна составлять от 400 до 1200 кд (п. 7);
- площадь видимой поверхности ДХО в направлении исходной оси должна составлять от 25 до 200 кв. см (п. 8);
- по вертикали световой пучок должен быть направлен вверх от горизонтальной плоскости минимум на 10°, а вниз — на 5° (приложение 6);
- по горизонтали световой пучок должен быть направлен влево и вправо от исходной оси минимум на 20° (приложение 6).
Чем дневные ходовые огни отличаются от габаритных
Использование габаритных огней (подробнее о них — в нашем материале «Габаритные огни: что это и когда их надо включать») вместо ДХО, в соответствии с ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. И вот почему:
- ДХО обладают существенно большей интенсивностью светового потока и потому лучше видны участникам движения;
- ДХО автоматически включаются при запуске двигателя;
- ДХО невозможно принудительно выключить при работающем зажигании.
Последние два свойства сводят к минимуму влияние человеческого фактора.
Краткие тезисы
- Дневные ходовые огни (ДХО) — это внешние световые приборы для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.
- Главная цель ДХО — повышение безопасности и снижение аварийности за счет раннего обозначения движущегося транспортного средства.
- В России использование ДХО или ближнего света фар днем является обязательным требованием ПДД для всех транспортных средств, кроме велосипедов.
- ДХО должны иметь белый цвет, но тип источника света (светодиоды, лампы накаливания) строго не регламентирован.
- Светодиодные ДХО наиболее популярны благодаря низкому энергопотреблению, долговечности и экономии топлива.
- Установка ДХО на автомобили, не оборудованные ими с завода, считается изменением конструкции и требует сложной процедуры легализации.
- Правила ЕЭК ООН № 87 устанавливают строгие технические требования к ДХО: интенсивность светового потока, площадь видимой поверхности и углы рассеивания.
- Использование габаритных огней вместо ДХО запрещено и наказывается штрафом, так как они имеют недостаточную яркость.
- Ключевое преимущество штатных ДХО — автоматическое включение при запуске двигателя, что исключает человеческий фактор.
- В качестве альтернативы ДХО ПДД разрешают использовать фары ближнего света или противотуманные фары.
Читайте также: