РБК АВТО
Медосвидетельствование
Подписаться на Telegram-канал

Пьяных водителей начали выявлять по-новому. Что изменилось с 1 сентября

С 1 сентября изменился регламент проверки нетрезвых водителей
С 1 сентября 2025 года в России заработал новый регламент проверки граждан на алкогольное и наркотическое опьянение. Autonews.ru вместе с экспертами изучил документ и рассказывает про любопытные моменты
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Доработанный проект правил и порядка освидетельствования граждан на состояние опьянения был обнародован Минздравом в конце марта 2025 года. На данный момент приказ, размещенный на regulation.gov.ru, уже вступил в силу 1 сентября. Документ ужесточает нормы проверки на алкогольное и наркотическое опьянение и вводит в список запрещенных новое вещество. Мы проанализировали суть изменений.

Как было до 1 сентября

Регламент проверки водителей на алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение ранее был прописан в ведомственном приказе 993н. Документ продолжал действовать до 1 сентября 2025 года.

Прежние правила проверки на опьянения, которые на протяжении ряда лет оставались практически неизменными. Суть их для водителей в следующем.

На первом этапе подозрительного гражданина просят подышать в алкотестер. На втором — возможно медицинское освидетельствование в медучреждении со сдачей дополнительных анализов.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press Нетрезвые водители 2 мая Как ГАИ выявляет в потоке водителей, выпивавших накануне. Топ-5 признаков
Фото: Autonews.ru Медосвидетельствование 12 марта Что будет за отказ от медосвидетельствования. Объяснение юристов

При подозрении на опьянение водитель должен дважды подышать в сертифицированный и поверенный алкотестер с интервалом 20 минут. При выявлении опьянения прибором и несогласии с результатами водитель может потребовать провести медицинское освидетельствование. В этом случае инспекторы обязаны отвезти потенциального нарушителя к врачам. По итогам процедуры врач выносит одно из трех заключений:

  • «состояние опьянения установлено»;
  • «состояние опьянения не установлено»;
  • «водитель отказался от проверки».

Что поменялось

Новые правила проверки на опьянение содержат целый ряд серьезных изменений, которые коснутся как водителей, так и пешеходов. Для начала перечислим эти новшества, а затем разберемся в них подробно.

  • Потребуется подписание «добровольного информированного согласия» на медицинское вмешательство.
  • Вырастет интервал между двумя стандартными продувками алкотестером.
  • У водителей, пострадавших в ДТП, и лиц с признаками отравления наркотическими средствами и алкоголем будет производиться отбор двух образцов биологического материала (моча и кровь).
  • Будет введено обязательное указание на прием лекарств.
  • Список запрещенных веществ пополнится мефедроном.

Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Зачем нужно согласие

Слово «добровольное» в термине «добровольное информированное согласие» может смутить: в действительности добровольным для водителей оно является лишь условно. После вступления в силу нового приказа отказ от подписания добровольного информированного согласия будет приравнен к отказу от медосвидетельствования.

В соответствии со ст. 12.26 КоАП гражданин, не подписавший документ, будет наказываться штрафом в размере 45 тыс. руб. и лишаться права управления транспортными средствами на полтора-два года.

По словам заместителя председателя правления Национального антинаркотического союза Алины Рудаковой, введение нового документа продиктовано общегражданской нормой: по факту речь идет о безусловном сопровождении любого пациента, позволяющем избежать правовых проблем.

«В любой связи, где есть пациент и медсестра либо врач, любое медицинское вмешательство должен сопровождать документ, который подписывает пациент. О том, что он дает на это согласие. Это норма, без которой даже медсестра не может подходить к пациенту», — пояснила эксперт.

Впоследствии благодаря этому документу водитель сможет, к примеру, оспорить недобросовестное оказание врачебных услуг через суд. Это могут быть, в том числе, ненадлежащим образом проведенные анализы на алкогольное или наркотическое опьянение.

Интервал между «продувками» вырастет

До сентября между «продувками» алкотестером регламентирован интервал 15–20 минут. Сейчас это время увеличилось до 25 минут.

В ходе проверки врач измеряет степень опьянения в два подхода. В первый раз — когда водитель прибыл на место освидетельствования, второй — через 15–20 минут. В соответствии с новым регламентом время между первой и второй проверками составит 15–25 минут.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Указание на прием лекарств

В новом регламенте также есть обязательное указание лекарственных препаратов, принимаемых водителем по назначению врача. Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов обратил внимание на то, что эти препараты с сентября будут вноситься в акт. Такое указание пригодится на случай, если какое-то лекарство впоследствии будет выявлено в организме водителя.

Запретят мефедрон

Список запрещенных веществ для лиц, управляющих транспортом, официально пополнилось мефедроном. Также, как отмечает ознакомившийся с проектом Александр Холодов, с сентября будет введен обязательный список того, на что необходимо исследовать биологические образцы. Этот список не закрытый, «чтобы врач не проверил на что-то одно, а про остальное забыл».

«Мефедрон — это один из современных синтетических наркотиков, серьезное психоактивное вещество. На первый взгляд не всегда можно определить, что человек находится под действием этого наркотика. Признаки: повышенная возбудимость, гиперэмоциональность и так далее», — пояснила Алина Рудакова, зампред правления Национального антинаркотического союза.

По словам специалиста, эффективнее всего выявить мефедрон можно по крови и волосам пациента.

Что не так с новым порядком

Экспертное сообщество оценило поправки в правила освидетельствования граждан на состояние опьянения по-разному. В Национальном антинаркотическом союзе обновление поддержали, поскольку речь идет об «ожидаемых и очень нужных, с точки зрения наркологов» изменениях. В конечном счете, по мнению Алины Рудаковой, это должно привести к некоему учету пойманных в состоянии опьянения водителей. Правда, как именно будет организован такой учет, по ее словам, рассуждать пока рано.

В пресс-службе МВД комментировать проект отказались, сославшись на то, что ведомство «не является разработчиком проекта, указанного в запросе», и порекомендовав обратиться за соответствующими разъяснениями в Минздрав. Министерство здравоохранения на запрос Autonews.ru не ответило.

Эксперт Холодов проект в целом оценил также положительно, назвав его более грамотно сформулированным, однако заметил, что граждан продолжают делить на водителей и неводителей.

«Эта практика тянется еще с советских времен, когда было два разных приказа. От этой практики надо уходить», — прокомментировал проект документа эксперт.

Также собеседник заметил, что водители, принимающие лекарства, по-прежнему остаются в зоне риска.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

«Человек, к примеру, «сердечник», пьет корвалол. С утра встал, чувствует себя отлично, никаких лекарств не употреблял, хотя до этого регулярно. Сел за руль. Никаких признаков опьянения нет, а наличие вещества есть. Когда его освидетельствуют как водителя, он получит заключение, что опьянение установлено, а как только он пройдет освидетельствование как пешеход, там же напишут, что наличие установлено, но опьянения нет. И оба заключения будут абсолютно законными».

Холодов напомнил, что в соответствии с ПДД запрещено управлять транспортом в состоянии опьянения, а не после употребления лекарства. Это принципиально разные понятия, отметил он.

Читайте также: