РБК АВТО
Li Auto Эксклюзив
Подписаться на Telegram-канал

«Как возили, так и будут возить». Владельцы Li — о выходе марки в Россию

Владельцы Lixiang в России усомнились в возможности дистанционной блокировки
Чем официальные автомобили Li отличаются от серых, как будут решать проблемы блокировки ПО и что вообще происходит
Lixiang L6
Lixiang L6 (Фото: Dongchedi)

Компания Simomach Auto объявила о том, что стала официальным дистрибьютором автомобилей марки Lixiang. Уже подписано 30 дилерских соглашений и анонсированы меры по борьбе с параллельным импортом. Новость вызвала неоднозначную реакцию как среди владельцев кроссоверов Li, так и среди поставщиков.

Autonews.ru встретился с Александром Рассказовым, сооснователем клуба Li Auto в России и странах СНГ, насчитывающего более 30 тыс. владельцев Lixiang, и выяснил, что не так с официальным дебютом марки.

— Как вы можете оценить запуск Li Auto в России под флагом Sinomach?

— Для понимания: мы не имеем никакого отношения к автобизнесу и искренне ценим тот продукт, который удалось сделать компании Li Auto. Важно отметить, что мы как крупнейшее сообщество и клуб Li Auto в России и странах СНГ действительно очень ждем прихода официального представительства Li Auto в Россию. По понятным для всех причинам. Это официальная диагностика, технические карты ремонта автомобилей, обученный персонал, полноценная работа мультимедиа, блока телематики с российскими операторами связи без необходимости впаивать сим-карты, привязка мастер-аккаунта на российский номер, установка приложений, к которым привыкли российские владельцы «параллельных» автомобилей. А ведь в их рядах уже более 30 тыс. человек.

Интерьер Lixiang L9 Li Auto 22 мая Sinomach Auto пригрозил владельцам «серых» Lixiang блокировкой экранов
Lixiang L6 Li Auto 20 мая Проблемы старые, цены новые: что не так с официальными продажами Li

Lixiang L9
Lixiang L9 (Фото: Dongchedi)

— Значит, это хорошая новость?

— Можно обратить внимание на сертификаты, выданные официальным дилерам, в них есть одна очень интересная оговорка: «на основании соглашения о сотрудничестве». Я думаю, не стоит объяснять разницу между соглашением о сотрудничестве и полноценным документом (дилерским соглашением), определяющим отношения между двумя юридическими лицами, осуществляющими деятельность по официальному представлению бренда, продаже и обслуживанию автомобилей. Но может быть, мы придираемся и есть что-то другое, о чем мы не знаем?

— Чем заявленные официальные продажи принципиально отличаются от параллельного импорта?

— Пока ничего не поменялось: те же машины, привезенные параллельным импортом. Автомобили на физические лица, иногда даже с льготным утильсбором, та же «впайка» сим-карт, та же русификация стандартными средствами и регистрация мастер-аккаунта на китайский номер, установка магазинов, адаптированных под эти автомобили российских приложений. Без них автомобиль Lixiang — это не смартфон на колесах со всем его потенциалом, а просто автомобиль с тремя бесполезными телевизорами, на которых разве что можно смотреть в камеры кругового обзора и запускать контент с флешки.

Мультимедийная система автомобиля Lixiang
Мультимедийная система автомобиля Lixiang (Фото: Shatokhina Natalia / news.ru / Global Look Press)

Ключевым отличием от параллельных машин, с учетом всего вышеперечисленного, является цена. У неофициальных поставщиков цены примерно на 600–700 тыс. ниже, и это уже машины 2025 года под заказ и часто с оригинальным зарядным устройством в комплекте. А машины из наличия 2024 года выпуска стоят еще дешевле. Например, модель L7 Ultra можно купить за 5 945 000 руб. под ключ.

— Чем грозит «параллельщикам» выход Li Auto при поддержке Sinomach, заключившей соглашения с дилерами?

— Ничем! Как возили, так и будут возить.

— Могут ли в действительности перекрыть один из крупнейших промежуточных складов в Казахстане? И что происходит со складом ввезенных машин в Белоруссии?

— В Китае законом разрешен экспорт, и по идее никто не имеет юридического рычага для того, чтобы это запретить. Li Auto могут постараться это сделать на уровне своих отношений с экспортными компаниями. Только какой в этом смысл? Задача Li Auto — продавать и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами и не создавать проблемы на ровном месте тем, кто хочет купить их автомобили.

— Реально ли заблокировать софт, включая мультимедиа и ряд функций в автомобиле дистанционно? Кто это может сделать?

— Li Auto вкладывает в развитие бренда много времени и сил. Задача компании — подготовить официальный выход в Россию после снятия санкций. Это обязательное условие. Не будем детально в это вдаваться, но если вкратце, то акции Li Auto торгуются на бирже NASDAQ, и компания попадает под действие антисанкционного регулятора, так как там деньги американских инвесторов.

Фото: Автостат
Фото: Автостат

— Но если Sinomach начнет блокировать ПО, как будут выходить из ситуации продавцы завезенных ранее автомобилей?

— Это может сделать только сам Li Auto. Никакой дистрибьютор по идее ничего не может заблокировать. Давайте на секунду представим, что будет, если заблокируют доступ к ПО на 30 тысячах ввезенных автомобилей, — плохо будет всем.

— Да, но заявление вполне официальное.

— Прямо отвечая на вопрос «реально ли заблокировать», отвечу: реально. Причем даже конкретные машины. И сделать это возможно только на стороне головной компании Li Auto, но будет ли она это делать? Даже если менеджмент Li Auto примет такое решение, выход будет найден довольно быстро.

— То есть просто «пугалка»?

— Простой пример: два автомобиля куплены и оформлены в Китае на китайский виртуальный номер. Один куплен физическим лицом, который поехал в путешествие по России. Второй — это существующий сейчас вариант, привезенный по параллельному импорту. Попав на территорию России, автомобиль без впаянной сим-карты потеряет связь. Но у китайца есть друг Иван, который любезно поехал с ним по золотому кольцу и раздает ему вайфай с телефона. В другой «наш» авто впаяна сим, у него есть связь. Фактически оба автомобиля на территории России. И их оба необходимо заблокировать? Выглядит как шутка, причем не очень смешная.

— Можно ли сломать блокировку? И как быть владельцам уже приобретенных авто?

— Владельцы в отсутствии официальной поддержки давно уже делают то, от чего у инженеров компании возникает недоумение, смешанное с восхищением. Ведь специалистов в нашей стране хватает.

Lixiang L7
Lixiang L7 (Фото: Dongchedi)

— Сколько стоит русификация? Мастер-аккаунт?

— К цене продажи добавляются услуги по превращению машины в официальную: впайка сим-карты, русификация и установка российских приложений. В среднем такой пакет услуг на рынке стоит около 180–190 тыс. руб., русификация — самое дорогое. Если покупателю комфортен английский, который идет в базе уже полтора года, то впайка сим и установка адаптированного магазина приложений с безлимитным пакетом на обновления составит около 80–90 тыс. руб.

— Как владельцы «параллельных» машин приобретают комплектующие?

— Все комплектующие для регулярного ТО всегда в наличии на складах у местных продавцов. К сожалению, есть рынок контрафактной продукции, себестоимость которой порой ошеломительно ничтожна. Например, контрафактный фильтр с логотипом Li, стоящий в Китае 10 юаней, продается с 500–1000-процентной наценкой под видом оригинала. Владельцы машин вынуждены тщательно подбирать альтернативы от ведущих мировых производителей.

— А какие сроки доставки?

— Под заказ зачастую быстрее, чем у официалов других китайских марок: две-три недели, в сложных случаях — до полутора месяцев.

— Как решается вопрос с поломками «параллельных» машин?

— Тут как раз не хватает официальной поддержки, поскольку решение могло быть найдено значительно быстрее, хотя еще раз повторюсь: все компании, которые уже не первый год этим занимаются, способны решать любые проблемы. Есть другая сложность — полноценные склады кузовных элементов. Они не помешают — моя подсказка официальным дилерам. Однако, как мы видим по другим китайским маркам, не все дилеры, а точнее, лишь единицы, готовы держать такие склады, вкладывая в это свой оборотный капитал.

Autonews.ru обратился за комментариями в Sinomach Auto, но на момент публикации ответа не получил.
 

Это интересно:

Sinomach Auto пригрозил владельцам «серых» Lixiang блокировкой экранов

Проблемы старые, цены новые: что не так с официальными продажами Li

Li Auto прекратят завозить в Россию по параллельному импорту