РБК АВТО
Что и как делать
Подписаться на Telegram-канал

Что такое ксеноновые фары и можно ли их использовать в России

Все о ксеноновых фарах: можно ли ставить, как выбрать, какие штрафы
Эпоха газоразрядных ламп ушла, уступив место светодиодным источникам. Тем не менее в магазинах еще полно ксенона. Можно ли поставить такой комплект без последствий, объясняет Autonews.ru
Фото: Ivan Kurmyshov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Ivan Kurmyshov / Shutterstock / FOTODOM
  1. Что такое ксенон
  2. Легально ли ездить с ксеноном
  3. Отличия ксенона и галогена
  4. Что лучше
  5. Штраф за ксенон
  6. Частые вопросы
  7. Главное

Что такое ксеноновые фары

Ксеноновые (газоразрядные) лампы — это источники света, работающие за счет генерации электродуги в инертном газе. Фактически газ (он называется ксенон, отсюда и название фар) светится за счет наличия в колбе непрерывного высоковольтного разряда.

Первопроходцем в деле массового внедрения такой технологии ламп стала BMW. В 1991 году заводские ксеноновые фары появились на новом флагманском седане 7-й серии. Затем модный тренд подхватили и другие производители автомобилей класса премиум. Ну а к середине 2000-х газоразрядными лампами могло похвастаться большинство седанов D/E-класса.

Типичная ксеноновая лампа состоит из следующих компонентов:

  • корпус (цоколь) — пластиковая основа, которая фиксируется в фаре, к ней же крепится колба;
  • колба — герметичная стеклянная емкость, содержащая газ ксенон;
  • электроды — находятся в колбе, между двумя электродами проходит разряд при работе лампы;
  • внешние контакты — сообщаются с проводкой фары.

Как работают ксеноновые фары

При включении фар активируются блоки розжига. Это специальные устройства, преобразующие стандартные 12 В бортовой сети в несколько тысяч (порядка 25 тыс.) вольт. Далее высокое напряжение подается на контакты лампы, и на электродах возникает дуга.

Любая ксеноновая лампа имеет период разогрева в несколько секунд. Он сопровождается характерным плавным увеличением яркости и небольшим изменением цветности свечения. В этот промежуток времени газ в колбе разогревается. Как только лампа выходит на рабочую температуру, блок розжига переходит в режим поддержки дуги. После чего постоянное напряжение, необходимое для свечения лампы, составляет 60–80 В.

Штатный ксенон, установленный на заводе, — единственный легальный вариант использования такого типа освещения
Штатный ксенон, установленный на заводе, — единственный легальный вариант использования такого типа освещения (Фото: DiPres / Shutterstock / FOTODOM)

Ксеноновые фары: запрещены или нет

Сам по себе ксенон легален. Но законодательство наказывает за эксплуатацию автомобилей с внешними осветительными приборами, не соответствующими заводской конструкции. Конкретно это регламентируется ст. 12.5 п.1 КоАП [1] и влечет за собой предупреждение или штраф в размере 500 руб.

На практике это означает, что штатный ксенон, установленный на заводе, — единственный легальный вариант использования такого типа освещения. Любые лампы и комплекты, купленные в магазине и отличающиеся по конструкции и/или характеристикам от заводских, — вне закона.

Помимо юридического аспекта, есть момент и чисто технический. Как бы ни защищали свой выбор владельцы китайских ксеноновых ламп, правильно настроить не предназначенные для этого фары практически невозможно. Даже если светотеневая граница (СТГ) формально будет проходить на нужном уровне, форма светового пучка такой «гибридной» фары не будет правильной. А отсутствие омывателя (он обязателен на заводском «ксеноне») и прочие технические несоответствия только усугубят дело.

Чем ксеноновые фары отличаются от галогеновых

Как и в случае с ксеноновыми, галогеновые (или галогенные) лампы получили название по разновидности газа, содержащегося в колбе. Туда добавлены пары йода или брома. Но по сути «галогенка» — обычная лампа накаливания с вольфрамовой нитью. Просто за счет оптимизации химических процессов служит она дольше, светит ярче и не имеет склонности к потемнению стекла. Тогда как газоразрядная лампа излучает свет за счет электродуги (явления), а не за счет свечения нити (физического элемента). Общий список отличий такой:

  • в ксеноне светится разряд, а не нить;
  • состав газа в колбе отличается;
  • галогеновая обходится штатными 12 В, ксенону нужно в разы больше;
  • ксеноновая светит синим, галогеновая — бело-желтоватым;
  • эффективность ксеноновых ламп ощутимо выше галогеновых;
  • стоимость комплекта ксенона в разы выше, чем пары галогеновых ламп.

Ксенон светит синим светом, а галоген — бело-желтоватым
Ксенон светит синим светом, а галоген — бело-желтоватым (Фото: Andrii_Kucheruk / Shutterstock / FOTODOM)

Какие фары лучше: ксеноновые или галогеновые

Газоразрядные лампы обходят «галоген» практически по всем характеристикам. Единственный нюанс, по которому лампы накаливания могут быть предпочтительнее, — цветовая температура. Так как свечение ксеноновой дуги всегда будет синеватым, световой пучок такого спектра хуже заметен на мокром асфальте. Более эффективен теплый оттенок и при езде в туман. К слову, именно поэтому классические противотуманные фары всегда были желтыми (современные машины, где это просто часть дизайна, не в счет).

В остальном ксенон выигрывает во всем: яркость светового пятна, четкость светотеневой границы (но здесь речь исключительно о заводских фарах), дальность засветки — все основные характеристики выше, чем у галогена.

Штрафы за ксеноновые фары

За использование нештатных (а значит, в 90% случаев ослепляющих) ксеноновых ламп наказание до сих пор смехотворное. Установка не предусмотренных конструкцией источников света влечет за собой ответственность согласно ст. 12.5 п. 1 КоАП РФ и наказывается штрафом 500 руб.

В иных случаях дело вовсе может ограничиться предупреждением. И конечно, подобная вольница ведет к тому, что каждый десятый автомобиль в потоке обладает «улучшенными» фарами и ослепляет встречных водителей.

Частые вопросы

Как узнать, какие у меня фары?

Если лампы светят бледно-белым или синеватым — это ксенон. У галогеновых источников температура свечения теплее — от желтоватого до нейтрально-белого.

Можно ли поставить ксенон в противотуманки?

Нет, нельзя. ПТФ причисляются к внешним световым приборам. На них распространяются те же требования, что и на головные фары.

Если нештатный ксенон запрещен, зачем его продают?

Данный вопрос остается на совести продавцов и покупателей. Формально крупные производители ксеноновых ламп и комплектов (Philips, Osram и т.п.) позиционируют свою продукцию в России как свет для квадроциклов, снегоходов, мини-тракторов и т.д. То есть для техники, не предназначенной к выезду на дороги. Но очевидно, что в этом есть доля лукавства, и все понимают, для чего будут покупать такие лампы в первую очередь.

Главное о ксеноновых фарах

  • Ксеноновая лампа принципиально отличается от галогеновой. В ней нет нити накаливания, а для работы требуются высоковольтные блоки розжига.
  • Ксенон почти во всем выигрывает у галогена. Он «бьет» дальше, четче, а немного уступить нитевым лампам может только в дождь или туман.
  • Установка ксеноновых ламп или фар, отличающихся от заводских, запрещена законом. Даже после всех регулировок в фаре, не рассчитанной на ксенон, это непременно приведет к частичному ослеплению встречного потока.

Читайте также: