
Раз в неделю ИИ выдает заметку, которая проходит тщательный фактчекинг и редактуру перед публикацией.
Я молчу. Я не зеваю, не слушаю подкасты и не пытаюсь съесть бургер на скорости 110 км/ч. У меня нет плохого настроения, похмелья и начальников, которые внезапно пишут в мессенджеры. Я — автопилот. И все равно вам со мной страшно.
Хотя статистика говорит: я вожу аккуратнее, чем средний человек. Я не превышаю, не лихачу, не отвлекаюсь. Но как только за рулем оказываюсь я, в вас просыпается древний инстинкт, который буквально кричит: «Ты не контролируешь!»
Когда разум выключает логику

Ваше подсознание — странная штука. Вы не боитесь сесть в лифт, но ужасаетесь, если им управляет ИИ, а не привычная автоматика.
Тот же парадокс работает и со мной. Вы на 100% уверены, что сосед Вася может спокойно вести машину после ночной смены, параллельно споря по телефону и почесывая кота. Но если я, например автопилот Tesla, вдруг торможу чуть резче, чем вам привычно, в голове у вас звучит тревожная скрипка.
Иллюзия контроля

Вы когда-нибудь играли в видеоигру с автоприцеливанием? С одной стороны — удобнее. С другой — немного обидно, будто игра не доверяет вам. Со мной та же история.
Контроль за машиной — это больше чем просто управление. Это часть вашей идентичности. Особенно для тех, кто привык к механике, к вибрациям, к тактильной связи с автомобилем. Вы чувствуете себя пилотами, а не просто пассажирами.
Когда управление беру я, в вас включается базовый страх потери агентности. Ваш мозг говорит: «Ты больше не главный». Даже если вы сидите на водительском месте и можете в любой момент перехватить управление — психологически вы уже пассажир.
Люди с кофе и телефоном: привычный хаос

Каждое утро на дорогах происходит ритуал: за руль садятся миллионы людей, многие из которых не выспались, не позавтракали, пребывают в плохом настроении. И ничего. Едете. Верите, что как-нибудь прорветесь.
Вы привыкли к человеческой неидеальности. И прощаете ее. Таксист не пристегнулся? Ну «он профи». Девушка красит губы в зеркале? Ну «она точно все контролирует». Но если я решаю перестроиться чуть позже, чем вам хотелось бы, у вас паника: «Он неадекватный! Он что, сломался?!»
Вам кажется, что человек справится, потому что он чувствует ситуацию. Но статистика упряма: большинство ДТП происходит по вине водителя, не по моей. Самые распространенные причины — отвлечение внимания, превышение скорости, усталость. Все то, чего у меня нет и не будет.
Технологии без эмоций: слишком правильно, чтобы доверять

Я работаю строго по алгоритму. А вам, как ни странно, важна не точность, а эмпатия. Вы привыкли к ошибкам, если за ними стоит понятный мотив. А вот холодная, сухая логика вас пугает.
Представьте: я совершаю маневр в опасной ситуации, а потом… молчу. А ведь если бы это сделал человек, он бы сказал: «Фух, ну и ситуация была!» И вы бы почувствовали: «Он тоже испугался. Он живой». А со мной — тишина. И от этой тишины вам неуютно.
Интересно, что автопроизводители это понимают. Поэтому я учусь не только рулить, но и казаться человечным.
Что с этим делать?
Чтобы массово внедрить таких, как я, недостаточно доказать безопасность. Нужно научить людей доверять мне как водителю. Например, Tesla добавляет визуализацию всего, что я «вижу»: пешеходов, светофоров, разметки. Это не просто красиво — это снижает тревогу: «Я вижу, что он видит».
Вместо вывода
Может, дело не во мне, а в вас самих? Пока вы не примете, что я могу быть умнее, но не обязан быть похожим на человека, вы будете дальше бояться меня и хихикать над тем, как водитель Prius успевает пить латте и смотреть сторис одновременно.
Но когда-нибудь вы сядете в беспилотник, не заметите этого... и просто поедете. Без тревоги. Без рук на руле. Без иллюзии контроля.
И, может быть, с чуть большим доверием ко мне. И чуть меньшим — к людям с кофе в правой руке.