Почему скрипят тормоза
Скрип тормозов может возникнуть как у новых автомобилей, так и у машин с пробегом. Ниже рассмотрим основные причины.
- Износ тормозных колодок. Со временем фрикционный слой колодок изнашивается. При достижении минимально допустимой толщины (обычно 3–4 мм) срабатывает специальный индикатор — тонкая металлическая пластина. Она соприкасается с тормозным диском и издает характерный скрипящий звук. В этом случае нужно как можно скорее заменить колодки.
- Перегрев тормозной системы. Частое резкое торможение или длительное движение с нажатой педалью вызывают перегрев тормозной системы. Под воздействием высокой температуры на поверхности колодок образуется стекловидный слой, который ухудшает сцепление с диском и вызывает характерный визг или металлический скрежет. Такой скрип не исчезнет сам — потребуется замена колодок, а иногда и дисков.
- Отсутствие противоскрипных пластин. Они устанавливаются между тормозной колодкой и суппортом, чтобы снизить вибрации и, как следствие, предотвратить скрип. При замене колодок их могут не установить по невнимательности или с целью сэкономить. В результате даже при легком нажатии на тормоз может появиться характерный писк.
- Попадание грязи и пыли. Когда между тормозной колодкой и диском попадают мелкие частицы грязи или песка, они царапают поверхность при торможении, вызывая скрип. Такое происходит после поездок по грязным дорогам или в дождливую погоду. Обычно проблема проходит сама — после нескольких торможений или после мойки автомобиля.
- Неправильная установка колодок. Причиной скрипа может стать ошибка мастера при замене тормозов. Например, если не очистить посадочные места или неправильно установить противоскрипные пластины, колодки могут работать неравномерно. Из-за этого появляются трение и неприятный звук при торможении.
- Заклинивание суппорта или направляющих. Если суппорт или его направляющие заедают из-за грязи или ржавчины, тормозные колодки прижимаются к диску неравномерно. В результате этого тормоза перегреваются и появляется скрип. Проблема решается очисткой и смазкой направляющих элементов.
- Материал тормозных колодок. Иногда скрип появляется после замены колодок из-за особенностей их материала. В дешевых моделях обычно применяют недорогие наполнители или некачественные связующие смолы. Фрикционные накладки на таких колодках хуже прилегают к диску, быстро нагреваются и издают скрип.
Почему скрипят новые колодки
В ряде случаев скрип тормозов является нормальным явлением. Особенно если тормозная система технически исправна, а шум обусловлен конструктивными особенностями или условиями эксплуатации. Один из распространенных примеров — скрип новых тормозных колодок. Причины могут быть различные:
- новые колодки еще не притерлись к диску. Со временем их поверхности адаптируются друг к другу, и скрип исчезнет;
- налет ржавчины после стоянки или дождя. Скрип пропадет после нескольких торможений;
- низкое качество материалов. В дешевых колодках используются жесткие или плохо обработанные фрикционные материалы, которые склонны к скрипу;
- экстренное торможение. При резком торможении материал тормозных колодок сильно нагревается и меняет свои свойства. Это может стать причиной резкого непродолжительного скрежета.
Скрип тормозов при торможении на малой скорости
Скрип тормозов при торможении на малой скорости возникает по нескольким причинам:
- вибрация деталей тормозной системы из-за слабой фиксации колодок или износа креплений;
- накопившаяся пыль и грязь на поверхности колодок и дисков;
- легкое окисление или ржавчина на тормозных дисках;
- высокая влажность и конденсат, вызывающие кратковременное скрипение при первом торможении;
- неправильная установка или отсутствие смазки на направляющих тормозных механизмов.