Что такое НСИС
НСИС расшифровывается как Национальная страховая информационная система. Это дочерняя компания Центробанка России, которая выполняет функции оператора автоматизированной информационной системы страхования (АИС). В базе НСИС содержатся данные по полисам ОСАГО, ДСАГО, каско и страхования недвижимости.
АО «НСИС» было создано в 2024 году. До этого данные по обязательному автострахованию хранились в АИС ОСАГО, оператором которой выступал Российский союз автостраховщиков (РСА). Через эту базу можно было проверить подлинность полиса и узнать КБМ — коэффициент бонус-малус, отражающий безаварийность водителя. Однако данные по другим видам страхования, таким как каско или страхование жилья, в системе отсутствовали. Их можно было получить только в личном кабинете страховой компании.
НСИС объединяет несколько модулей по различным видам страхования и базу страховых случаев. Система автоматически обменивается данными с госорганами — получает и сохраняет информацию от страховщиков, Росреестра, ГИБДД и других источников.
НСИС: основные функции
Всю информацию о страховках можно найти в базе данных на официальном сайте АО «НСИС» — https://nsis.ru/. Здесь доступны как общие сведения, так и персональные. Для просмотра открытых данных достаточно выбрать нужный раздел и воспользоваться поиском. Чтобы получить доступ к персональным сведениям, нужно авторизоваться с помощью учетной записи на платформе «Госуслуги» или в одном из аккредитованных банков.
Без авторизации доступны:
- Проверка полиса ОСАГО на подлинность. По данным ТС или водительского удостоверения можно узнать, оформлена ли страховка и действует ли она в настоящий момент.
- Проверка страхования автомобиля. Позволяет узнать, оформлен ли ОСАГО на конкретный автомобиль и вписан ли в него нужный водитель. Поиск тоже доступен по номеру авто или водительского удостоверения.
После авторизации откроется доступ к следующим разделам:
- Проверка КБМ. Если коэффициент бонус-малус указан неправильно, об этом можно сообщить через кнопку «Сообщить об ошибке в данных договора страхования» в разделе «Полисы».
- История ДТП.
- Страховые договоры — вся информация по действующим и завершенным полисам.
- Список застрахованного имущества.
Если в данных о страховании есть ошибки, можно обратиться в НСИС, заполнив форму на сайте.
Как проверить полис ОСАГО в СНИС
1. Зайдите на официальный сайт НСИС.
2. Перейдите в меню «Проверить наличие полиса ОСАГО».

3. Заполните все обязательные поля. При проверке по транспортному средству укажите любой из его идентификаторов: VIN, государственный регистрационный знак, номер кузова или шасси. При проверке по физическому лицу — один из идентификаторов, а также персональные данные владельца: Ф. И. О. и дату рождения.

4. Нажмите «Проверить» и получите отчет.
Подробнее о каско и ОСАГО рассказывали в отдельной статье.
Как проверить КБМ в СНИС
1. Авторизуйтесь на сайте НСИС. Это можно сделать через «Госуслуги», ID-банков или с помощью электронной подписи УКЭП.

2. В личном кабинете нажмите кнопку «Узнайте свой КБМ».

3. Укажите сведения о водительском удостоверении.

4. Нажмите кнопку «Узнайте свой КБМ».
О возможных способах проверки КБМ рассказывали в отдельной статье.
Чем еще полезен НСИС
- Проверка наличия страхового полиса ОСАГО по госномеру ТС.
- Расширенные инструменты для арбитражных управляющих (доступ к страховым данным должников; просмотр истории страховых выплат и страховых случаев; проверка участия в судебных делах и т. д.).
- Информация о физических лицах, которые наделены правом управления автомобилем.
- Доступ к информации о праве собственности на недвижимое имущество.
Комментарии эксперта
В беседе с Autonews.ru начальник управления страхования ВТБ Лизинг Наталия Салтыкова ответила на актуальные вопросы, связанные с использованием НСИС.
Что делать, если полис не найден в НСИС
Если полис не отображается в системе, прежде всего убедитесь, что прошел хотя бы один рабочий день с момента его оформления. Если срок еще не вышел, стоит просто подождать. Если же время прошло, необходимо обратиться в страховую компанию и уточнить статус договора.
Если данные в полисе верны, а в системе его нет — свяжитесь со службой поддержки НСИС. Сообщите о ситуации, предоставьте номер договора и дату его заключения. Также важно сохранять все подтверждающие документы: копию договора, скриншоты подтверждения покупки (если полис оформлялся онлайн), платежные документы. Это может пригодиться в дальнейшем.
Если проблема не решается, у вас есть полное право запросить официальный ответ от страховой компании. При отсутствии реакции можно обратиться в Роспотребнадзор или подать жалобу в Банк России. Затягивать с этим не стоит: отсутствие полиса в системе может вызвать серьезные неудобства — от проблем при проверке документов в ГИБДД до сложностей при оформлении ДТП по европротоколу.