Операторы технического осмотра (ТО) транспортных средств просят разъяснить инициативу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) насчет изменений методики расчета стоимости ТО. О том, чем недовольны в индустрии, — в материале Autonews.ru.
Что произошло
ФАС подготовила проект изменений в методику расчета размера платы за проведение ТО транспортных средств № 489/22, утвержденную 30 июня 2022 года. Пока этот документ проходит межведомственное согласование. В нем, в частности, содержатся обновленные с учетом инфляции предельно допустимые тарифы на проведение ТО, которые должны вступить в силу с января 2026 года.
Документ предполагает минимум 50-процентную индексацию стоимости ТО. Для сравнения: с января 2025 года цены на техосмотр выросли в среднем лишь на 7,3–7,5% в зависимости от конкретного региона.
ФАС предлагает установить следующие предельные тарифы на 2026 год:
- М1 — 1363 руб.;
- М2 — 1977 руб.;
- М3 — 2389 руб.;
- N1 — 1264 руб.;
- N2 — 2304 руб.
Также впервые вводится стоимость осмотра городского наземного электрического транспорта: для троллейбусов и трамваев цена составит 1710 руб.
Помимо повышения тарифов в России с сентября 2025 года планируют начать взимать пошлину за передачу данных о пройденном ТО в базу данных МВД. Ее размер — 500 руб. На первом этапе обязанность уплачивать пошлину возложили на операторов, но в конечном счете дополнительные средства возьмут с владельцев транспортных средств. Это подтвердили в беседе с Autonews.ru представители отрасли.
Откуда взялась пошлина
31 июля президент России Владимир Путин подписал законопроект № 960712-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Этот документ предполагает введение пошлины в размере 500 руб. за внесение сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) при оформлении диагностической карты по результатам ТО. Закон вступает в силу 1 сентября.
Данное обстоятельство вызвало недовольство среди операторов технического осмотра: в соответствии с п. 1–8 ч. 3. ст. 12 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения по результату технического осмотра в ЕАИСТО вносят операторы техосмотра. Предполагается, что платить 500 руб. должны как раз они.

Союз операторов техосмотра в связи с нововведением уже обратился в профильные ведомства и к президенту, указав, что в соответствии с принятой в законе формулировкой госпошлина за внесение сведений в ЕАИСТО взимается с аккредитованного оператора, а тариф на услуги не предусматривает уплату пошлины оператором ТО. Выходит, что компенсировать дополнительные издержки за счет клиентов невозможно.
Операторы ТО попросили оказать содействие в уточнении порядка уплаты новой пошлины при оформлении диагностической карты. С сентября многие пункты технического осмотра начнут работать в убыток. К примеру, минимально возможный тариф на выдачу «мотоциклетной» диагностической карты сегодня составляет от 350 руб., но за внесение данных в базу операторам придется заплатить 500 руб.
Что предложили операторы
В обращении Союза операторов содержатся два ключевых предложения:
- Добавить в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.07.2011 изменение, включающее в перечень документов для проведения ТО квитанцию об уплате госпошлины за внесение сведений в ЕАИСТО при оформлении диагностической карты.
- Внести в ст. 16 ФЗ «Плата за проведение технического осмотра» от 01.07.2011 изменение, возлагающее уплату госпошлины на владельца транспортного средства или его представителя.
Иными словами, при одобрении таких корректировок платить дополнительные 500 руб. при каждом прохождении ТО будут именно владельцы транспорта. А значит, эту сумму можно будет добавить к предельно допустимым тарифам ФАС с поправкой на отдельно взятый регион.
«Пошлину в любом случае уплатит автовладелец, — уверен председатель Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов. — Если ничего не сделать, то операторы откажутся от ряда категорий».
«Пошлина в данном случае — это чистое изъятие денежных средств, практически в полном объеме заработанных пунктом техосмотра. Понятно, что коммерческие организации такую деятельность вести не будут. Следовательно, они будут закрываться. Комтранс и такси вновь не будут проходить ТО никак», — прокомментировал ситуацию президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
Чего ждать
В беседе с Autonews.ru Бурдюгов пояснил, что при текущем положении дел операторы будут вынуждены отказываться от выдачи диагностических карт по ряду категорий транспорта.
«С сентября нововведение вступает в силу, если будет техническая возможность. Если МВД не успеет доработать функционал, то не вступит. Операторы будут отказываться от нерентабельных категорий, как у нас с автобусами уже было. Когда начали обязывать операторов проводить техосмотр автобусов, некоторые просто взяли и отказались от этой категории. При оформлении аттестата аккредитации это делается в заявительном порядке: сокращение области аккредитации проводится по заявлению. В опасности категории М1, N1», — считает он.
Эксперт отметил, что ЕАИСТО — это государственная система, для доработки которой необходимо проводить конкурс. Кроме того, речь о незадокументированном функционале, изначально не заложенном в систему.
«Сомневаюсь, что до сентября ее запустят», — конкретизировал председатель Союза операторов техосмотра.
Шапарин также назвал сложившуюся ситуацию нонсенсом.
«Я не знаю, сколько нужно усилий, чтобы поддерживать государственную систему ЕАИСТО. Непонятно, почему вдруг вообще потребовалось вводить пошлину и кому она платится», — заявил он.
Эксперт подчеркнул, что НАС выступает против новой пошлины, поскольку пунктов техосмотра в стране и без того не хватает, а на ТО обязаны ездить машины такси, автобусы, коммерческий транспорт.

«У нас уже была ситуация, когда из-за нехватки пунктов техосмотра в целом ряде крупных городов маршрутный транспорт не мог получить диагностическую карту и не мог выйти на линию. Понятно, что доводить до такого — бессмыслица. Либо нужно техосмотр отменять полностью, либо от пошлины избавляться», — считает эксперт.
Чем недовольны операторы
В Союзе операторов техосмотра подчеркнули, что тариф, который устанавливается приказом ФАС, не предусматривает новую пошлину. Выходит, что в ряде случаев операторам придется самим доплатить, чтобы провести техосмотр. Отказывать же в проведении ТО они не могут по закону.
«Сама методика расчета предельной стоимости у нас давно устарела. Проблема в том, что она предусматривает процедуру подачи сведений о расходах и доходах пунктов технического осмотра раз в год. На основании поданных сведений считается тариф. Если операторы не подали сведения, тариф индексируется. Методика предусматривает, что операторы ТО будут вести раздельный учет доходов и расходов, но 95% из них работают по упрощенной системе налогообложения. Это мелкий бизнес, где ведется лишь учет доходов. Большинство операторов не предоставляют информацию, и тариф давным-давно не соответствует реалиям рынка», — пояснил Бурдюгов.
В Союзе предложили изменить методику расчета тарифов и начать учитывать региональные особенности. К примеру, содержание пункта ТО в Мурманске стоит намного больше, чем в Краснодаре. В последнем случае помещение не надо отапливать.
«Стоимость ТО необъективна. Возьмем тот же самый нормо-час. Стоимость диагностики по Москве — 3–5 тыс. руб. У нас профессиональные специалисты, обученные на диагностирование. Мы предлагаем ФАС пересмотреть тариф и сделать тарифный коридор. ОСАГО так считается. С коэффициентами, которые влияют на тариф», — уточнил Бурдюгов.
В Союзе предложили за счет введения минимальной и максимальной стоимости ТО простимулировать отрасль:
«Если ввести минимальную и максимальную стоимость, то у нас бизнес по ТО получит стимулирование. Сама стоимость начинает зависеть от конкуренции и спроса. Если отпустить цены, мы сможем высвободить ресурсы государства: комитету под 30–40 человек не нужно будет бегать и собирать документы в каждом регионе. Эти люди смогут заниматься другой деятельностью», — считает глава Союза.
Пока рассматривается два сценария: либо пошлину в размере 500 руб. включат в тариф, либо поднимут стоимость услуги до рыночного уровня, при котором операторам ТО не придется работать в убыток.
Autonews.ru отправил запрос в ФАС на предмет возможности новой корректировки нормативно-правовых актов и включения пошлины в предельную стоимость ТО.
Читайте также:
МВД намерено ужесточить правила прохождения ТО. Список изменений
Налог на старые машины хотят повысить. Законопроект в разработке
Власти опровергли разработку закона об обязательном ТО при продаже машины
Штраф за езду без страховки в 2025 году: нюансы, о которых стоит знать