С начала сентября система «Честный знак» расширила цифровой контроль за товарами. В перечень продуктов, подлежащих маркировке, вошли в том числе автомобильные технические жидкости: масла, антифризы, тормозные жидкости и не автохимия. Autonews.ru выяснил, чего ждать от нововведения водителям и к чему оно приведет.
Само решение о маркировке моторных масел, антифризов и прочих технических жидкостей было принято постановлением правительства № 1683 от 30.11.2024. Регистрация участников в системе «Честный знак» началась с 1 марта 2025 года, а с 1 ноября текущего года ожидается введение запрета на отгрузку немаркированной продукции. С 1 сентября началась обязательная маркировка всех новых партий. По факту это первый обязательный этап работы с маркированным товаром.
Решение о введении обязательной маркировки технических автомобильных жидкостей было введено по итогам эксперимента, проходившего с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года. В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак») пояснили Autonews.ru, что было протестировано нанесение кода маркировки на различные типы упаковки и апробированы бизнес-процессы, включая работу с системой «Честный знак».
Для чего это нужно
Маркировка товаров в системе «Честный знак», позволяющая отследить всех участников товарной цепочки и защитить российский рынок от контрафактной продукции, начала свою работу в 2017 году. Эта защита обеспечивается нанесением на товары специальных DataMatrix-кодов на производстве либо импортерами до ввоза товаров в страну. По автомобильному направлению благодаря маркировке уже исключен или будет исключен контрафакт по следующим позициям:
- шины — с 1 ноября 2024 года;
- масла, антифризы, тормозная жидкость — с 1 сентября 2025 года начинают контролировать ввоз и производство;
- фильтры, свечи, стекла — эксперимент с 25 февраля;
- двигатели внутреннего сгорания, генераторы, подшипники — эксперимент с 1 ноября 2026 года.
Основное новшество текущего месяца заключается в том, что впервые после шин вводится обязательная маркировка продукции для автосервисов — моторных и трансмиссионных масел, тормозных жидкостей и антифризов.
Как пояснил в беседе с Autonews.ru исполнительный директор «ЕвроАвто» и член правления Союза автосервисов Илья Плисов, теперь производителям запрещено выпускать такие товары в оборот без пометки, а участникам внешнеэкономической деятельности запрещен ввоз этой продукции на территорию России без соответствующих кодов.

Новый перечень автомобильной продукции, подлежащей обязательной маркировке, выглядит следующим образом:
- 2710 19 820 0 — моторные масла, компрессорные и турбинные смазочные масла;
- 2710 19 880 0 — масла для шестерен и редукторов;
- 3403 19 100 0 — смазочные материалы, в которых как минимум 70 мас. % нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород (но не в качестве основного компонента);
- 3403 19 900 0 — смазочные материалы с содержанием менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород;
- 3403 99 000 0 — смазочные материалы без нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород в составе;
- 3819 00 000 0 — тормозные гидравлические жидкости и прочие готовые жидкости для гидравлических передач, которые не содержат или содержат менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород;
- 3820 00 000 0 — антифризы и жидкости антиобледенительные готовые.
До 31 октября 2025 года магазины и оптовые базы, на складах которых имеются немаркированные автомобильные жидкости, обязаны нанести маркировку самостоятельно. С 1 декабря 2025 года оборот немаркированных масел, антифризов и других автомобильных жидкостей будет запрещен. Однако пока речь идет лишь об уведомительном режиме. С 1 апреля 2026 года «Честный знак» введет уже прямой запрет с санкциями.
К таковым относятся:
- штраф для ИП — 5–10 тыс. руб.;
- штраф для организаций — 50–300 тыс. руб. с конфискацией всей партии.
За подделку кодов предусмотрена уголовная ответственность: штрафы до 1 млн руб. и лишение свободы на срок от трех до шести лет.

Что происходит с импортом
По словам Плисова, пока процесс маркировки автомобильных жидкостей до конца не налажен. Еще одной проблемой является возможное подорожание маркируемых товаров.
«Любой товар из списка, будь то моторное масло, тормозная жидкость или канистра антифриза, должен быть промаркирован для прохождения таможни. Для товаров, производимых в странах ЕАЭС, некоторые бренды уже наладили маркировку прямо на конвейере, но таких пока мало. Для тех, кто не организовал этот процесс на производстве, или для складских остатков, которые в обозримом будущем не будут промаркированы изготовителем, есть два стандартных пути: маркировка на промежуточном логистическом складе либо на складе временного хранения (СВХ). Увеличение цены на единицу товара за счет расходов на маркировку составляет от 10 до 42 руб. без учета оплаты выпуска кода (69 коп. с НДС) в ЦРПТ», — конкретизировал член правления Союза автосервисов.
В пресс-службе ЦРПТ считают, что маркировка никак не влияет на цену и подкрепляют это опытом по 31 товарной группе. Стоимость кода маркировки фиксированная и составляет 50 копеек. Согласно расчетам НИФИ Минфина, вклад маркировки в стоимость продукции не превышает 1%, что ниже инфляции.
«За счет ухода недобросовестных игроков с рынка, легальные компании увеличивают свою долю и, как результат, зарабатывают больше. Так, согласно данным НИУ ВШЭ, дополнительные доходы бизнеса за все время действия системы составили 687 млрд рублей», — прокомментировали ситуацию в ЦРПТ.
Для автовладельцев ситуация пока никак не меняется: до конца октября в продаже могут присутствовать непромаркированные товары. Как пояснил Плисов, у ретейла остается несколько месяцев, чтобы промаркировать собственные остатки и настроить системы для легальной реализации маркированной продукции.
По подсчетам НИУ ВШЭ, со стартом нового этапа 26% производителей моторных вышли из тени. Раньше на рынке моторных масел прежде присутствовали 746 производителей, а в системе маркировки уже зарегистрировано 942 компании. Это говорит о повышении прозрачности рынка и выходе 196 компаний из серой зоны.
Не исключено, что текущая ситуация в перспективе способна привести к возникновению дефицита и спровоцировать рост цен.
«Уже к середине августа многие розничные сети и автосервисы отказались от размещения заказов на товары, подлежащие маркировке. Причина в том, что маркировать товар по закону должен его владелец. Таким образом, поставщик, который получает товар после 1 сентября на свой склад, должен самостоятельно заняться его маркировкой. Мы ожидаем, что вся продукция, которая сейчас поступает на склады и от оптовиков в магазины, уже должна быть промаркирована», — пояснил Плисов.
Основные проблемы:
- большинство торговых систем не настроены на работу с маркировкой;
- физически не у всех есть необходимое оборудование и отработанные процессы;
- возникают сложности со старыми остатками;
- сложно определить дату производства на части товаров, где она закодирована или указана неявно.