Что произошло
12 сентября Минпромторг предложил изменить методику начисления утилизационного сбора. Соответствующий релиз был опубликован на сайте министерства. Если прежде привязка стоимости «утиля» осуществлялась к году и объему двигателя, то после пересмотра системы будет учитываться и максимальная мощность. Затронет нововведение в том числе электрокары с гибридами: при расчете «утиля» будет учитываться суммарная мощность электродвигателей, а льготы сохранятся лишь в отношении кей-каров мощностью менее 80 л.с. Это сильно затруднит импорт практически всех гибридов и электрокаров.
Главное новшество заключается в том, что льготный утильсбор для физических лиц, ввозящих машины из-за рубежа для личного пользования, продолжит действовать лишь на модели мощностью менее 160 л.с. При превышении этого показателя будет начисляться коммерческий «утиль», превышающий льготный многократно.
В настоящее время физические лица при ввозе машины с двигателем объемом до 3 л платят 3,4 тыс. руб., если возраст автомобиля не превышает трех лет и 5,2 тыс. руб., если возраст более трех лет. Величина коммерческого, дилерского «утиля», для сравнения, — 667 тыс. руб. за модели объемом от 1 до 2 литров. Утильсбор на модели с двигателями объемом от 2 до 3 л — 1 875 400 руб.
С ноября, согласно планам Минпромторга, действующая методика будет пересмотрена. В министерстве подсчитали, что нововведение позволит дополнительно собрать 40–60 млрд в год. Эти средства могут быть направлены на дофинансирование программ поддержки спроса на авторынке.
Продолжится и запланированная ежегодная индексация «утиля». Согласно планам. коммерческая ставка на автомобиль популярной категории с мотором объемом 1–2 л к 2030 году вырастет с сегодняшних 667 400 руб. до 1 172 400 руб.
Как изменятся цены на вторичке
В беседе с Autonews.ru эксперты сошлись во мнении, что после пересмотра методики начисления утильсбора вырастет стоимость не только ряда новых, но и почти всех подержанных автомобилей.

По словам генерального директора компании «Мотор-Плейс» (официальный дистрибьютор брендов Honda и VGV) Михаила Плотникова, решение о пересмотре методики начисления «утиля» станет проинфляционным шагом.
«Рост затронет и менее мощные автомобили, поскольку рынок един, а перераспределение по миксу моделей создаст общий инфляционный всплеск. Уже сейчас мы наблюдаем тихий рост цен, и данное решение только ускорит этот процесс, особенно ближе к концу года», — конкретизировал эксперт, добавив, что цены на машины, приобретаемые для личного пользования физическими лицами, взметнутся моментально: они могут вырасти на 30%.
Роман Кляузов, директор департамента закупок автомобилей с пробегом «Авилон», считает, что при введении нового утильсбора стоимость автомобилей с пробегом вырастет на 4–5%.
«Если ажиотажного спроса не будет, то возможна последующая коррекция цен вниз на 2–3%: в этом случае продавцы будут вынуждены привлекать покупателей скидками», — уточнил собеседник.
Кляузов подчеркнул, что повышение спроса на вторичном рынке заметно уже сейчас: «На фоне новостей о скором повышении утильсбора клиенты быстрее принимают решения о покупке. Наибольшим спросом пользуются машины стоимостью до 1 млн рублей. Дополнительно активизировались продажи европейских и японских автомобилей дороже 3 млн руб.».
По словам специалиста, с рынка уходят модели, к которым потребитель теряет интерес: «Здесь работает простой принцип: спрос формирует предложение».

Александр Николаев, заместитель директора департамента продаж Major Auto, заметил, что на вторичном рынке рост цен обычно происходит вслед за первичным рынком, но с задержкой в 2–3 месяца.
«Уже сейчас наблюдается всплеск на фоне роста курса доллара, а также на фоне сокращения количества автомобилей некитайских марок с пробегом менее 70 тысяч км», — подчеркнул Николаев.
При этом, по мнению эксперта, вряд ли можно говорить, что какие-то модели из продажи вообще исчезнут.
Глава агентства «Автостат» Сергей Целиков также заявил, что после пересмотра «утиля» в стране подорожают все автомобили. Он подчеркнул, что этот рост будет разным по различным моделям: на одни цены поднимут по объективным причинам, на остальные — просто за компанию. Некоторые машины завозить уже не будут, поскольку это потеряет всякий смысл.
По мнению Целикова, на замену привычным моделям из-за изменений правил по «утилю» могут прийти новые, в том числе из б/у автопарка соседних стран.
Читайте также: