Помимо новой методики расчета утильсбора, которая может вступить в силу 1 ноября 2025 года, сбор также ежегодно будут индексировать на 10–20% с 1 января каждого года вплоть до 2030-го. Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин в разговоре с Autonews.ru предположил, сколько будут стоить популярные в параллельном импорте автомобили с 1 января 2026 года, когда утильсбор вновь вырастет. По его словам:
- Toyota Camry с мотором 2,5 л. с 2026 года будет стоить от 6,5 млн руб., а к 2030 году — уже 7,5 млн руб.;
- Toyota Land Cruiser 300 обойдется с 1 января 2026 года в 13,3 млн руб., в 2030 году — уже минимум в 15 млн руб.;
- Mitsubishi Outlander с 1 января 2026 года обойдется физлицу в 6 млн руб., а в 2030 году — 7 млн руб.;
- Zeekr 001 будет стоить более 10 млн руб. с 1 января 2026 года, более 11,5 млн руб — с 1 января 2030 года.
«Очевидно, что такой уровень цен исключает возможность приобретения россиянами таких автомобилей: даже при средней цене нового автомобиля 3 млн руб. (включая продукцию АвтоВАЗа) российский авторынок падает. Обозначенный уровень цен его просто уничтожает», — считает президент НАС.
По его словам, утильсбор «убивает» конкуренцию на рынке, а производители автоматически поднимают цены и на автомобили, за которые не нужно платить утилизационный сбор.
Правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для автомобилей в России в сентябре 2024 года. Тогда утильсбор проиндексировали сразу на 70–85% с октября и решили повышать ставку раз в год с 1 января.