РБК АВТО
Эксклюзив Утилизационный сбор
Подписаться на Telegram-канал

Без льготного «утиля» и машин. Jetcar — о моделях, которых лишится рынок

Эксперт Миньковский рассказал, какие машины пропадут с рынка из-за утильсбора
Новая методика расчета утильсбора может вступить в силу с 1 ноября 2025 года. Autonews.ru узнал, какие машины могут полностью уйти с рынка и на каких изменения вообще не отразятся
Фото: Autonews
Фото: Autonews

С 1 ноября текущего года может измениться методика расчета утилизационного сбора, который выплачивают при регистрации автомобиля, не собранного на территории России. Из-за этого множество автомобилей, которые раньше ввозили по так называемому льготному утилю, будут недоступны для россиян.

Autonews.ru узнал у Бориса Миньковского, генерального директора автоклуба Jetcar, специализирующегося на продаже премиальных иномарок из-за рубежа, как изменятся цены на автомобили после введения новой методики расчета и какие модели могут вовсе исчезнуть с российского рынка.

Как могут поменяться прайсы на машины после 1 ноября?

— Цены на автомобили могут измениться существенно. Так как инициатива по изменению методики расчета утильсбора изначально пошла от российских автопроизводителей и тех, у кого здесь локализована сборка, соответственно, не зависящих от утилизационного сбора, рост цен коснется в основном трех-пятилетних автомобилей с объемом двигателя до 4 л, которые еще можно было возить по льготному утильсбору для физлиц.

Генеральный директор компании Jetcar Борис Миньковский
Генеральный директор компании Jetcar Борис Миньковский (Фото: Jetcar)

— Какие автомобили особенно вырастут в цене?

— Возьмем для примера BMW X3 2021 года — популярный автомобиль для заказа из-за границы. С пробегом 60–70 тыс. км его можно было привезти до 5 млн руб., а утилизационный сбор составлял 5 тыс. руб. Сейчас же он вырастет до 852 тыс. руб., и это изменит его цену примерно на 25%. То же самое коснется «параллельных» Geely Monjaro, которые ввозили по льготному утильсбору. В целом весь сегмент чуть выше «эконома» пострадает больше всего.

— Какие машины могут вообще исчезнуть с рынка?

— Так как в целом меняются не сами ставки утильсбора, а методика их расчета, то есть сейчас все автомобили мощностью свыше 160 л.с. попадают под коммерческий «утиль», соответственно, с рынка исчезнут все автомобили, привезенные по параллельному импорту, по цене до 3 млн руб. Для них подорожание может составить до 40%, что будет совсем невыгодно для покупателя.

— На какие машины изменения повлияют меньше всего?

— Меньше всего это повлияет на люксовый сегмент, потому что автомобили с мотором более 4 л уже давно не попадают под льготный утилизационный сбор. Например, Gelendwagen в версии AMG станет дороже примерно на 1 млн руб. при его средней цене 30 млн руб., то есть не сильно отразится на его продажах.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Ранее исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Баринов в разговоре с Autonews.ru заявил, что поправки в расчете утильсбора станут «дополнительным вызовом для авторынка». Он также считает, что подорожание импортируемых автомобилей может составить сотни тысяч рублей.

Минпромторг предложил привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Суть изменений в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет работать только для машин мощностью до 160 л.с. Если мощность больше, то будет выплачиваться коммерческий утильсбор, который в разы выше.

В министерстве подчеркнули, что такая инициатива была разработана после обращения ассоциации «Объединение автопроизводителей России». В ведомстве подчеркнули, что в случае одобрения новые правила расчета утильсбора заработают уже c 1 ноября 2025 года.