Один из самых популярных автомобилей в России — Lada Vesta — в сентябре 2025 года отмечает свой десятилетний юбилей. Об основных вехах истории этой модели — в материале Autonews.ru.
Планы и суровая реальность
Разработка новой модели АвтоВАЗа началась еще в 2001 году. Изначально предполагалось, что это будет седан D-класса. Причем по своим габаритам новинка должна была превосходить все имеющиеся модели марки. Однако таким планам не суждено было сбыться. Спустя несколько лет АвтоВАЗ пересмотрел концепцию новой модели, решив ограничиться созданием машины С-класса.
Lada «Силуэт» — предвестник Vesta

Фактическим предвестником Vesta стала модель под индексом 2116, или, как ее назовут в будущем, «Силуэт». В этом проекте вместе с АвтоВАЗом приняла участие канадская компания Magna International.
Первые эскизы модели утекли в прессу еще весной 2004 года. Чуть позже сам АвтоВАЗ показал макеты будущей модели на Московском автосалоне. В 2005 году компания собрала около 20 первых прототипов этой машины для прохождения краш-тестов. Помимо концептуального седана, в семейство модели вошли универсал под индексом 2117 и хетчбэк (2118).

В течение нескольких лет АвтоВАЗ дорабатывал «Силуэт», немного меняя внешность и добавляя различные опции. Например, Lada 2116 могла похвастаться наличием климат-контроля, подогрева сидений и зеркал, а также датчиком дождя и света. В то время такой опциональный арсенал был характерен для премиальных автомобилей. Что касается технических характеристик, то в моторную гамму седана вошли 1,6- и 1,8-литровые двигатели мощностью 102 и 128 л.с.

Помощь из-за границы
Впрочем, серийное воплощение Lada «Силуэт» так и не увидела. Дело в том, что в 2008 году альянс Renault-Nissan купил 25% акций АвтоВАЗа, и было принято решение разработать новую модель. При этом некоторые дизайнерские и инженерные наработки позаимствовали у «Силуэта».
За разработку внешности нового автомобиля отвечал британец Стив Маттин, который к тому времени уже успел поработать с компаниями Mercedes и Volvo. При нем визитной карточкой моделей Lada становится так называемый икс-стиль. Впервые оценить новый дизайн машин Lada публика смогла на Московском автосалоне в 2012 году, где был показан концепт X-RAY.

Название и рекламные войны
По неофициальным данным, название Vesta могла изначально примерить модель Lada 2190. Однако после проведения конкурса жюри остановило свой выбор на Granta. Впрочем, по всей видимости, название Vesta все же АвтоВАЗу приглянулось, и было принято решение использовать его для обозначения нового семейства машин B-класса.
Такой выбор нейминга сам АвтоВАЗ никогда не объяснял, поэтому в этом вопросе можно строить только догадки. Например, Вестой звали богиню — покровительницу семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме. Также такое название получил один из крупнейших астероидов, который был открыт 29 марта 1807 года Генрихом Вильгельмом Ольберсом.
Название Vesta активно обыгрывалось в рекламных войнах, которые разразились в феврале 2016 года. Тогда АвтоВАЗ запустил весьма провокационную компанию «Время расстаться с не «Вестой». С помощью нее компания рекламировала фирменную программу трейд-ин для Lada Vesta. Причем на самом билборде демонстрировалась девушка азиатской внешности, по-видимому, намекая на главных конкурентов АвтоВАЗа — корейские бренды Hyundai и Kia.
Ответить на «подкол» решили официальные дилеры этих иностранных брендов, которые нарисовали свои рекламные билборды с намеками на более высокое качество их машин. Позже к «войне» подключились Ford, а также Peugeot и Citroen.
6,5 млрд руб. и переезд в Ижевск
Запустил Lada Vesta в серию шведский менеджер Бу Андерссон, который в 2014 году занял должность президента АвтоВАЗа. Топ-менеджер впервые показал концепт будущей машины традиционно на Московском автосалоне.

Внешне Vesta выполнена в стиле концепт-кара Lada XRAY. У автомобилей схожие решетки радиатора и головная оптика, которая получила светодиодные ходовые огни. На центральной консоли Lada Vesta установили большой мультимедийный дисплей. В моторную гамму вошли четыре двигателя мощностью от 87 до 114 л.с.
Всего на разработку новинки было потрачено около 6,5 млрд руб. Однако главной новостью стало то, что машину решили выпускать в Ижевске, а не в Тольятти. Дело в том, что седан B-класса изначально планировался как смена семейству Priora. Позже в компании решили, что Vesta выйдет на рынок до снятия с производства ее предшественника.
Цена и удлиненная версия
Старт производства Lada Vesta состоялся осенью 2015 года. Изначально с конвейера модель сходила только в версии седан. При этом машина оказалась сильно дороже, чем ожидалось. Так, базовая модель с 1,6-литровым двигателем стоила 514 тыс. руб. При этом раннее планировалось, что цены на новинку будут стартовать примерно от 350 тыс. руб.
Также в 2015 году Vesta получила гоночную модификацию. Такой автомобиль предназначался для участия в соревнованиях WTCC — чемпионате мира среди легковых авто.