Стоимость автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, резко вырастет в случае, если в силу вступит новая методика расчета утильсбора. Такое мнение в беседе с Autonews.ru высказала генеральный директор ГК «Обухов» Людмила Угарова.
Она посчитала, что для машин возрастом до трех лет рост утильсбора составит не менее 750 тыс. руб., а для тех, что старше, прибавка может достигать 1,2 млн руб. Причем с 2026 года их стоимость вырастет еще примерно на четверть миллиона.
Цены на «параллельные» машины, по мнению Угаровой, приблизятся к официальным, но без преимуществ официальных дилеров с гарантией и льготными кредитами.
Поэтому спрос на такие автомобили неизбежно снизится, а рынок начнет переформатироваться в сторону локализованных моделей и китайских брендов, которые уже активно укрепляют позиции в России.
«Мы не думаем, что какие-то автомобили могут исчезнуть, скорее снизится объем потребления тяжелого люкса из-за снижения емкости целевого сегмента, и ряд компаний проведут ребрендинг и локализацию своих брендов в России, а ввозить неофициально те же китайские автомобили будет просто невыгодно», — отметила Угарова.

Помимо того, гендиректор «Обухова» заявила, что главной причиной трансформации авторынка является не повышение утилизационного сбора.
«Основной причиной трансформации автомобильного рынка является не повышение утилизационного сбора, а кредитная политика ЦБ, где спрос сильно скажется на объеме продаж и, как следствие, повлияет на экспертный прогноз выживания дилеров, которые сильно зависят от сотрудничества с импортером. Дилеров разоряет ситуация, при которой чем больше они продают, тем хуже у них финансовое положение. При таком совокупном наборе факторов именно это приведет к переустройству дилерской сетки и авторынка как такого», — добавил Угарова.
Ранее об изменения утильсбора высказались представители китайского бренда Hongqi. Так, по мнению исполнительного директора марки в России Ивана Савельева, изменения неминуемо скажутся на ценах автомобилей, они подорожают, а издержки большинства участников рынка вырастут.
Минпромторг в сентябре предложил привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Суть изменений в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет работать только для машин мощностью до 160 л.с. Если мощность больше, то будет выплачиваться коммерческий утильсбор, который в разы выше.
В министерстве подчеркнули, что такая инициатива была разработана после обращения ассоциации «Объединение автопроизводителей России». В ведомстве отметили, что в случае одобрения новые правила расчета утильсбора заработают уже c 1 ноября 2025 года.
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его изначальная цель — обеспечение экологической безопасности.

Первый аналог утильсбора появился в России в 2009 году. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор 3 тыс. руб. После этого владелец получал сертификат на скидку 50 тыс. руб. при покупке новой машины, собранной в России. Полноценно утилизационный сбор ввели в 2012 году при вступлении в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года он распространился и на отечественных автопроизводителей. Утильсбор ежегодно индексируется.