Какие модели останутся доступными после ожидаемого повышения утильсбора, кто пострадает больше всего от возможных реформ и есть ли шанс, что новую методику расчета ставки отложат? На эти и другие вопросы в беседе с Autonews.ru ответил руководитель сервиса заказа автомобилей из-за рубежа Carwin Дмитрий Забора.
Утилизационный сбор — это разовый платеж, который взимается при ввозе или производстве автомобиля и предназначен для его последующей утилизации.
Физические лица, завозящие машины для личных нужд, платят по льготным ставкам: 3,4 тыс. руб. за новые авто до трех лет, 5,2 тыс. руб. за машины старше трех лет. Для компаний суммы несравнимо выше: например, за автомобиль младше трех лет с мотором 1–2 л — 667 400 руб., а с двигателем 2–3 л — уже 1 875 400 руб. Эти ставки ежегодно индексируются.
С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует изменить систему расчета: размер утильсбора будут определять не по объему, а по мощности двигателя. Льготы останутся только для машин до 160 л.с. — все, что мощнее, будет облагаться коммерческими ставками. Как отмечали в ведомстве, изменения расчета утильсбора необходимы «в контексте новых тенденций развития автомобильной промышленности в целом и появления новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств».

Вопрос не в цене, а в возможности купить
По словам Заборы, сегодня уместнее спросить не «насколько подорожает?», а «получится ли вообще привезти?». Новый утилизационный сбор фактически ставит крест на импорте — особенно для машин старше трех лет, считает эксперт.
Для примера он предложил рассмотреть популярную модель — Honda CR-V или ее аналог на китайском рынке — Honda Breeze. Кроссоверы 2021–2022 годов с 1,5-литровым турбомотором 193 л.с. обходились примерно в 2,2–2,5 млн руб. с доставкой до Владивостока. Из этой суммы около 250 тыс. руб. приходилось на таможню. Теперь к этой цене прибавится еще 1,32 млн руб.
«После Нового года грядет индексация утильсбора, а это уже + 1,584 млн руб. к доплате, что примерно + 70% к цене. Практически нет обстоятельств, чтобы эти модели стали снова востребованы по такой цене», — уверен эксперт.
То же самое с Hyundai Santa Fe с дизелем 2,2 л на 202 л.с. — востребованный семейный вариант с третьим рядом сидений. Раньше его можно было купить за 3,6–3,8 млн руб., теперь — плюс почти 3 млн руб. сверху. А после январской индексации — еще плюс 3,5 млн руб., говорит эксперт.
По его мнению, даже крупный сегмент не спасется. Считалось, что дорогие автомобили будут покупать всегда. Но и здесь «отныне точка»: тот же BMW X5, стоивший 7–8 млн руб., прибавит почти 4 млн руб., что автоматически переориентирует покупателей на вторичный рынок.
По словам собеседника Autonews.ru, все эти расчеты касаются машин старше трех лет: «для более свежих ситуация чуть мягче, но только лишь чуть». Например, доплата за автомобили мощностью от 160 до 190 л.с. составит 750 тыс. руб. и все 900 тыс. руб. — в следующем году.
«Для того же Geely Coolray, который раньше стоил менее 2 млн, это критично — почти 3 млн за такую машину уже никто не заплатит», — заявил представитель Carwin.

Он уверен, что более дорогие и мощные модели вроде Geely Monjaro (238 л.с.) окажутся вне игры: раньше они стоили 3,2–3,3 млн руб., в случае введения нового расчета — плюс 1,32 млн руб. сразу и 1,58 млн руб. через три месяца.
«А вот Toyota RAV4 2025 года с полным приводом пока держится — при прежней цене 3,3 млн руб. надбавка неприятна, но еще терпима. Хотя и таких вариантов будет все меньше», — добавил он.
Рынок схлопывается, но не умирает
С введением нового утильсбора импорт автомобилей из Китая и Кореи может упасть на 80–85%, из Японии — примерно на 10–15%, считает эксперт. Это мощнейший удар по всей отрасли, но говорить о полном уходе игроков пока рано. Большинство компаний попытаются продолжить работу. Хотя, по мнению специалиста, в таких условиях это будет крайне тяжело.
На фоне роста курса валют и возможных налоговых изменений падение выручки — уже не прогноз, а свершившийся факт, считает Забора. Многие участники внешнеэкономической деятельности будут вынуждены сокращать штат, а кто-то — работать в убыток.
«Особенно сложно тем, кто недавно вложился в китайское направление: купил автовозы в лизинг, арендовал стоянки и офисы. Для них удар станет двукратным — не просто падение доходов, а реальные убытки», — подчеркнул он.
Кто в зоне риска и что будет дальше
Новый утильсбор фактически ликвидирует ввоз автомобилей с двигателями более 2,0 л, а также полноприводных моделей, больших семейных машин, электромобилей и гибридов. Исключения есть, но только для машин до 160 л.с., и таких на рынке крайне мало, резюмирует эксперт.