На фоне возможного повышения утилизационного сбора российский авторынок снова лихорадит, но продажи машин вопреки ожиданиям не растут, а снижаются. По подсчетам аналитиков агентства «Автостат», в августе 2025 года было реализовано 122 235 новых легковых автомобилей (на 17,6% меньше, чем в августе 2024 года), а в сентябре — 122 659 (на 18,7% меньше, чем в том же месяце 2024-го).
Autonews.ru поговорил о перспективах российского авторынка с главой ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексеем Подщеколдиным.
— Как новая методика расчета утильсбора повлияет на наш рынок и не грозит ли это его полным обвалом?
— К сожалению, на мой взгляд, на взгляд специалистов, пересмотр «утиля» не лучшим образом отражается на нашем автомобильном рынке. В этом году, скорее всего, исполнится наш прогноз, который мы давали в начале года: рынок упадет по сравнению с 2024-м на 20%, возможно, даже на 25%, и составит 1,3 млн новых машин. Статистика — вещь преемственная: если становится плохо, это плохо никуда не исчезает и переходит на следующий год.
Уже в начале 2025 года был дополнительный утилизационный сбор. Меньше привезли автомобилей, их меньше продается. Утилизационный сбор, когда поднимается, безусловно, увеличивает стоимость возимых автомобилей и влияет на среднюю цену по рынку. Даже те автомобили, которые есть на складах, начинают подниматься в цене. Ставка Центробанка очень значительная. Сегодня производители, чтобы освободить денежные средства, просто продают машины в минус.
Минпромторг предложил высчитывать сумму платежа утилизационного сбора не только по объему двигателя, как сейчас, но и в зависимости от мощности мотора машины. При этом льготная ставка останется для физлиц только на автомобили, которые оборудованы двигателями с отдачей 160 л.с. Одновременно сбор на более производительные модели сильно возрастет. Нововведение должно было заработать уже с 1 ноября, но позже реформу отложили как минимум на месяц.

— Каков прогноз продаж на 2026 год?
— В будущем, 2026 году запасов на складах будет серьезно меньше. В прошлом году было ввезено порядка 1 млн автомобилей, а в этом году — порядка 600 тыс. легковых и грузовых машин, это минус 40–50%.
Индексация утильсбора в любом случае заложена и случится с 1 января: плюс порядка 10%. Мы увидим рост цены, а такой рост всегда снижает продажи, потому что доходы у предприятий и у физических лиц не растут, а скорее снижаются.
Если ничего не произойдет, не будет глобальных дополнительных факторов, ставка Центробанка останется на уровне 17–16%, мы увидим снижение рынка в следующем году как минимум на 10–15%. То есть рынок опустится до 1,2 млн единиц, примерно как в 2023 году.
— Сможет ли улучшить ситуацию локальная сборка автомобилей? Далеко не все завязано на импорт, а российским производителям частично или полностью компенсируют «утиль».
— Наши собирают примерно 600–800 тыс. машин в год. Это все отечественные автомобили — «ВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ» плюс Haval и отдельные СП (совместные предприятия. — Autonews.ru). Остальные автомобили все равно нужно ввозить, ведь раньше рынок был 1,6–1,7 млн машин, 600–700 тыс. приходится импортировать. Утильсбор влияет на стоимость даже тех автомобилей, которые локально собираются. К сожалению, мы увидим снижение продаж в следующем году.
— А как относятся к «утилю» в РОАД?
— Не очень хороший сюжет заложен в этом романе. Название предполагает, что деньги собираются на утилизацию. Недавно смотрел, как в Корее: там можно, скажем, сдать старую машину и получить за нее $3 тыс. Страна заинтересована, чтобы машины старше 15 лет по дорогам не ездили. Если бы у нас утилизационный сбор был направлен на поддержку приобретения нового автомобиля, была бы абсолютно положительная история. А пока рост «утиля» просто ограждает проекты в России: они не сражаются за стоимость, стоимость наших, российских автомобилей тоже растет.