РБК АВТО
Техобслуживание
Подписаться на Telegram-канал

Как обманывают на СТО при замене масла. Эксперты рассказали о новой схеме

Эксперты рассказали о новом способе обмана на СТО при замене моторного масла
Даже плановая замена масла в двигателе может обернуться лишними расходами. Autonews.ru — о хитростях сервисменов
Фото: Ensuper / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Ensuper / Shutterstock / FOTODOM

Регулярное обслуживание автомобиля — необходимая процедура для его владельца. Но даже привычная замена масла может обернуться лишними затратами.

Дьявол кроется в миллилитрах

Американский пользователь TikTok под ником @cheeva316 рассказал, что многие автосервисы незаметно «округляют» расход масла и в итоге клиенты платят за лишние литры, которые фактически в их двигатель не попадают. Его видео, набравшее сотни тысяч просмотров, вызвало бурную дискуссию среди автомобилистов.

«Автосервисы всегда округляют. Это то, чего большинство клиентов даже не замечают», — утверждает автор ролика.

По словам блогера, чаще всего речь идет о дорогих маслах. Когда клиент просит залить такое масло, сервисмены нередко используют не промышленные емкости, а обычные литровые канистры. Дальше, утверждает автор ролика, начинается самое интересное. На чеке указывается, сколько масла было залито в двигатель и сколько вам за это посчитали. И вот здесь, по его словам, часто обнаруживается несоответствие.

Если, скажем, в двигатель нужно 5,2–5,5 л масла, то при расчете клиенту выставляют 6 л — «для ровного счета». Разница вроде бы небольшая, но при цене синтетического масла премиум-класса (в переводе на российскую валюту — 1500–2000 руб. за литр) получается ощутимая переплата.

«Они берут дополнительную бутылку. А половину от нее оставляют. И знаете, что с ней происходит? Ее заливают следующему клиенту. То есть вы оплатили часть чужой замены масла», — объясняет тиктокер.

Он также приводит простой расчет. Если в автосервисе за неделю проводят около 25 замен масла и после каждой остается примерно 0,5 л, то за месяц набегает около 50 л лишнего масла.

Почему это вообще возможно

По мнению блогера, мастер, видя, что в двигатель нужно чуть больше пяти бутылок, берет шесть и просто округляет — и по количеству, и по цене. При этом в чеке редко прописывается точный остаток. Клиенту кажется, что все честно, ведь цифры вроде бы совпадают с тем, что указано в руководстве по эксплуатации.

Автор видео советует: перед тем как уехать из мастерской, внимательно изучите чек. Там обычно указано два параметра — объем масла, который был залит, и объем, за который с вас списали деньги. Если цифры не совпадают, стоит уточнить, куда делась разница. Если вам скажут, что остаток «утилизировали», автор ролика советует не верить на слово.

«Вы за это заплатили. Попросите отдать остаток вам. Пусть лежит в багажнике на долив. Или используйте его для газонокосилки — неважно. Главное, что это ваше масло», — резюмирует он.

Фото: AvokadoStudio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AvokadoStudio / Shutterstock / FOTODOM

Что говорят механики

Комментаторы под видео разделились на два лагеря. Одни поддержали тиктокера:

«Теперь понятно, почему я всегда вижу разницу между тем, что залили, и тем, что пробивают в чеке. В следующий раз сам проверю».

Другие, наоборот, сочли обвинения преувеличением:

«Если нужно 5,5 л, а бутылка на 1 литр — естественно, возьмем шесть. Но никто не экономит остатки, они просто остаются в мастерской или выливаются при следующей замене. Никто не занимается такими мелочами».

На практике все зависит от конкретного сервиса. В одних мастерских действительно округляют в плюс, в других, наоборот, могут залить чуть больше и не брать за это дополнительную плату.

Главное знать, за что вы платите

Большинство автосервисов работают честно, но человеческий фактор или удобство расчета иногда приводят к тому, что клиент оказывается в проигрыше. И хотя речь идет всего о нескольких сотнях рублей, в масштабах потока машин это превращается в ощутимую сумму.

Так что лишний раз проверить чек и спросить, за что именно вы платите, — нормальная практика. Ведь, в конце концов, это ваш автомобиль, ваши деньги и ваше масло.

Что говорят эксперты

Также мы решили выяснить, насколько актуальна эта проблема для российских автолюбителей.

Часто ли подобный обман встречается в российских сервисах?

Автоэксперт Максим Минеев считает, что подобные случаи обмана в российских сервисах сегодня встречаются гораздо реже, чем в 1990-е или 2000-е, но полностью исключать их нельзя. Чаще всего это происходит на небольших СТО. Сейчас в сфере техобслуживания огромная конкуренция и репутация для компаний играет ключевую роль. Любой выявленный случай обмана — серьезный удар по имиджу, вплоть до судебных разбирательств.

«Не буду называть примеры, но я знаю один крупный дилерский центр, где подобным промышляли. Даже по сей день многие туда опасаются ездить», — отметил Минеев.

Андрей Володин, руководитель юридического отдела маркетплейса запчастей Emex, добавил, что сейчас крупные сертифицированные техцентры все реже прибегают к подобным ухищрениям.

«Такие риски существуют в тех СТО, где не ведется учет расходных материалов или подобный учет находится на низком уровне», — подчеркнул специалист.

Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press

Есть ли способы обезопасить себя?

Чтобы защитить себя, автовладельцу стоит запросить норматив: сколько масла должно заливаться в двигатель. Эти данные всегда есть в технической документации. Если сервис отказывается их предоставлять, можно узнать объем у официального дилера по горячей линии, уточнил Минеев.

«Автовладельцу желательно присутствовать при сливе старого масла и заливке нового, а также требовать возврата остатка масла, если это предусмотрено условиями сервиса», — подчеркнул Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево».

После завершения работ и оплаты вам должны выдать чек, в котором будут указаны используемые материалы и стоимость работ.

Также эксперт подчеркнул, что стоит быть настороже, если СТО предлагает дополнительные услуги, не связанные с заменой масла, без предварительного согласования. Например, если мастер предлагает заменить другие жидкости или детали, которые вы не планировали менять, это может быть признаком попытки увеличить стоимость услуг без необходимости.

Володин добавил, что для предотвращения обмана рекомендуется приносить собственные запасные части и жидкости. В таком случае никто не сможет изменить качество используемых материалов или уменьшить объем добавляемого масла.

«Присутствие рядом с автомобилем во время обслуживания позволит убедиться, что масло было действительно заменено и процедура проведена правильно. Вы сможете визуально оценить состояние фильтра и уровень масла после завершения процесса», — отметил Володин.

Он подчеркнул, что автолюбитель вправе запросить квитанции или сертификаты, подтверждающие использование именно тех расходников и комплектующих, которые были заявлены в заказе-наряде. Сервис обязан предоставить их на каждый товар, указанный в документации.

Как автовладельцу выбрать честный сервис?

По словам Минеева, при выборе станции важно смотреть на отзывы и общее впечатление. То, как вас встречают, сколько машин стоит в ремонте, готовы ли вам показать ремзону — все это говорит о прозрачности работы.

«Можно попросить экскурсию в ремзону. Ничего страшного в этом нет», — рассказал специалист.

С ним согласен и Тимашов. По его словам, автовладельцам следует быть внимательными при выборе автосервиса для проведения работ по замене масла. Во-первых, стоит обращать внимание на репутацию компании. Отзывы других клиентов, наличие лицензий и сертификатов, а также опыт работы могут служить индикаторами надежности. Во-вторых, важно уточнить, какое именно масло будет использовано при замене, его объем и стоимость, а также сопоставить эту информацию с рекомендациями производителя автомобиля.

Фото: anek.soowannaphoom / Shutterstock / FOTODOM
Фото: anek.soowannaphoom / Shutterstock / FOTODOM

Предусмотрена ли какая-то ответственность для недобросовестных СТО?

Ответственность за подобные нарушения предусмотрена законом о защите прав потребителей, отметил Минеев. Он добавил, что существуют судебные практики и автоэкспертизы, которые помогают разрешать спорные ситуации. Проверить объем масла после замены можно просто: по щупу или через бортовой компьютер. Если водитель не знает, как это делать, мастер-приемщик обязан объяснить и показать. Или же механик должен продемонстрировать объем слитого масла. В хорошем сервисе это нормальная практика.

Российским законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за мошенничество, обман потребителей и введение клиентов в заблуждение относительно характеристик товаров и услуг, подчеркивает Володин.

«Статьи 14.7 и 14.8 КоАП РФ предусматривают штраф за обман потребителей и предоставление недостоверной информации о товаре или услуге», — отметил специалист.

В зависимости от обстоятельств дела виновники могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной, согласно ст. 159 УК РФ (мошенничество).‍

Как избежать переплаты

  • Уточняйте объем масла, который нужен вашему автомобилю. Это указано в руководстве по эксплуатации или на официальном сайте производителя.
  • Проверяйте чек. Обратите внимание, сколько литров указано — цифры должны совпадать с объемом вашего двигателя.
  • Не стесняйтесь задавать вопросы. Если видите, что вам посчитали сумму за 6 л, а залили 5,5 л, спросите, куда делась разница.
  • Попросите остаток. Даже если это всего 300–400 мл, это ваше масло. И вы имеете право забрать его.

Читайте также: