Регулярное обслуживание автомобиля — необходимая процедура для его владельца. Но даже привычная замена масла может обернуться лишними затратами.
Дьявол кроется в миллилитрах
Американский пользователь TikTok под ником @cheeva316 рассказал, что многие автосервисы незаметно «округляют» расход масла и в итоге клиенты платят за лишние литры, которые фактически в их двигатель не попадают. Его видео, набравшее сотни тысяч просмотров, вызвало бурную дискуссию среди автомобилистов.
«Автосервисы всегда округляют. Это то, чего большинство клиентов даже не замечают», — утверждает автор ролика.
По словам блогера, чаще всего речь идет о дорогих маслах. Когда клиент просит залить такое масло, сервисмены нередко используют не промышленные емкости, а обычные литровые канистры. Дальше, утверждает автор ролика, начинается самое интересное. На чеке указывается, сколько масла было залито в двигатель и сколько вам за это посчитали. И вот здесь, по его словам, часто обнаруживается несоответствие.
Если, скажем, в двигатель нужно 5,2–5,5 л масла, то при расчете клиенту выставляют 6 л — «для ровного счета». Разница вроде бы небольшая, но при цене синтетического масла премиум-класса (в переводе на российскую валюту — 1500–2000 руб. за литр) получается ощутимая переплата.
«Они берут дополнительную бутылку. А половину от нее оставляют. И знаете, что с ней происходит? Ее заливают следующему клиенту. То есть вы оплатили часть чужой замены масла», — объясняет тиктокер.
Он также приводит простой расчет. Если в автосервисе за неделю проводят около 25 замен масла и после каждой остается примерно 0,5 л, то за месяц набегает около 50 л лишнего масла.
Почему это вообще возможно
По мнению блогера, мастер, видя, что в двигатель нужно чуть больше пяти бутылок, берет шесть и просто округляет — и по количеству, и по цене. При этом в чеке редко прописывается точный остаток. Клиенту кажется, что все честно, ведь цифры вроде бы совпадают с тем, что указано в руководстве по эксплуатации.
Автор видео советует: перед тем как уехать из мастерской, внимательно изучите чек. Там обычно указано два параметра — объем масла, который был залит, и объем, за который с вас списали деньги. Если цифры не совпадают, стоит уточнить, куда делась разница. Если вам скажут, что остаток «утилизировали», автор ролика советует не верить на слово.
«Вы за это заплатили. Попросите отдать остаток вам. Пусть лежит в багажнике на долив. Или используйте его для газонокосилки — неважно. Главное, что это ваше масло», — резюмирует он.
 
    Что говорят механики
Комментаторы под видео разделились на два лагеря. Одни поддержали тиктокера:
«Теперь понятно, почему я всегда вижу разницу между тем, что залили, и тем, что пробивают в чеке. В следующий раз сам проверю».
Другие, наоборот, сочли обвинения преувеличением:
«Если нужно 5,5 л, а бутылка на 1 литр — естественно, возьмем шесть. Но никто не экономит остатки, они просто остаются в мастерской или выливаются при следующей замене. Никто не занимается такими мелочами».
На практике все зависит от конкретного сервиса. В одних мастерских действительно округляют в плюс, в других, наоборот, могут залить чуть больше и не брать за это дополнительную плату.
Главное знать, за что вы платите
Большинство автосервисов работают честно, но человеческий фактор или удобство расчета иногда приводят к тому, что клиент оказывается в проигрыше. И хотя речь идет всего о нескольких сотнях рублей, в масштабах потока машин это превращается в ощутимую сумму.
Так что лишний раз проверить чек и спросить, за что именно вы платите, — нормальная практика. Ведь, в конце концов, это ваш автомобиль, ваши деньги и ваше масло.
Что говорят эксперты
Также мы решили выяснить, насколько актуальна эта проблема для российских автолюбителей.
Часто ли подобный обман встречается в российских сервисах?
Автоэксперт Максим Минеев считает, что подобные случаи обмана в российских сервисах сегодня встречаются гораздо реже, чем в 1990-е или 2000-е, но полностью исключать их нельзя. Чаще всего это происходит на небольших СТО. Сейчас в сфере техобслуживания огромная конкуренция и репутация для компаний играет ключевую роль. Любой выявленный случай обмана — серьезный удар по имиджу, вплоть до судебных разбирательств.
«Не буду называть примеры, но я знаю один крупный дилерский центр, где подобным промышляли. Даже по сей день многие туда опасаются ездить», — отметил Минеев.
Андрей Володин, руководитель юридического отдела маркетплейса запчастей Emex, добавил, что сейчас крупные сертифицированные техцентры все реже прибегают к подобным ухищрениям.
«Такие риски существуют в тех СТО, где не ведется учет расходных материалов или подобный учет находится на низком уровне», — подчеркнул специалист.
 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    