Коррекция стратегического курса Porsche нанесла материнской Volkswagen чувствительный удар: в третьем квартале концерн зафиксировал операционный убыток в несколько миллиардов евро. Autonews.ru разобрался, что происходит с немецким автопроизводителем.
Причины убытков
В третьем квартале 2025 года Volkswagen понес огромные убытки. Это произошло по двум основным причинам: дорогостоящий пересмотр стратегии электромобилей в дочерней компании Porsche и давление американских ввозных пошлин.
В результате компания зафиксировала операционный убыток €1,3 млрд. Пошлины и снижение продаж на американском рынке, по прогнозам, обойдутся концерну Volkswagen еще в €5 млрд по итогам года.
Финансовый директор Арно Антлиц уточнил, что около €4 млрд из общих потерь напрямую связаны с пошлинами. Остальные расходы косвенные, вызванные падением продаж и корректировкой производственных планов.
После публикации квартального отчета акции Volkswagen сначала подорожали на 2%, но к середине дня ушли в минус на 1,1%. Антлиц описал текущие результаты как «смешанные». Спрос на автомобили в Европе остается высоким и частично компенсирует слабость других рынков.
Год назад концерн отчитался о прибыли в €2,8 млрд, а теперь зафиксировал убыток — меньше, чем ожидали аналитики (€1,7 млрд, по данным Visible Alpha), но все же ощутимый.
Проблемы Porsche и откат от электрификации
Контролируемая Volkswagen компания Porsche (75,4% акций) также завершила квартал с убытком, решив отложить запуск новых электромобилей. Вместо этого бренд делает ставку на гибридные и бензиновые модели, стремясь вернуть интерес клиентов, уставших от бесконечных обещаний «зеленой революции».
Для Оливера Блуме, который руководил обеими компаниями, это стало еще одним ударом. Инвесторы прямо ставили под сомнение, способен ли он эффективно управлять двумя брендами с разными стратегиями и темпами трансформации.
Новый вызов: дефицит микрочипов
Несмотря на неудачный квартал, Volkswagen сохранил годовой прогноз, но отметил, что он основан на стабильных поставках полупроводников. Торговое противостояние между странами ЕС и Китаем, затронувшее голландского производителя Nexperia, создает риск остановок конвейеров.
По словам Антлица, компания буквально «день за днем и неделю за неделей» работает над тем, чтобы защитить производство от перебоев.
Продажи в Китае оставляют желать лучшего
В третьем квартале глобальные поставки Volkswagen выросли на 1%, чему способствовал рост продаж в Западной Европе. Как отметил член правления концерна Марко Шуберт, европейский и южноамериканский рынки частично компенсировали спад в Китае и США.
Поставки в Китай снизились на 7%. При этом конкуренты столкнулись с аналогичными трудностями: у Mercedes-Benz падение составило 27%, у BMW — 0,4%.
Сегмент электромобилей, напротив, показал сильный рост — +33,1%, или 252 100 автомобилей с июля по сентябрь. Но распределение неравномерное: в Китае продажи EV рухнули на 55%, в Северной Америке выросли на 213,5%, а в Европе — на 60%. Шуберт объяснил этот дисбаланс разными рыночными условиями и мерами господдержки.
Давление на Оливера Блуме
Эти события усилили напряжение вокруг Оливера Блуме, который в начале следующего года покинет пост генерального директора Porsche, чтобы сосредоточиться на управлении Volkswagen Group. На смену ему придет Михаэль Ляйтерс, ранее возглавлявший McLaren.
Решение стало ответом на растущее недовольство акционеров, усомнившихся в способности Блуме совмещать два поста в условиях, когда и Volkswagen, и Porsche переживают непростую перестройку.
Как Volkswagen ищет способ уйти от пошлин США
Пытаясь компенсировать удар от пошлин, Volkswagen ведет переговоры с правительством США о крупных инвестициях. Речь идет о расширении локального производства, включая возможное строительство завода Audi.
Оливер Блуме в интервью Reuters подчеркнул, что нынешняя торговая политика между Брюсселем и Вашингтоном «асимметрична»: импорт европейских автомобилей в США облагается тарифом 15%, тогда как промышленные товары из США в Европу пошлинами не обременены.
«Мы рассчитываем, что инвестиционный план в США создаст новые рабочие места и укрепит цепочку поставок Volkswagen», — отметил Блуме на автосалоне IAA в Мюнхене, добавив, что переговоры с американской стороной «продвигаются позитивно».
Volkswagen, как и другие европейские автопроизводители, надеется, что администрация Дональда Трампа выполнит обещание снизить текущие пошлины на импорт автомобилей до 15%.
Ставка на обновление линейки
Конечно, дела у компании сейчас далеки от идеальных, но Volkswagen готовит несколько новых моделей, которые должны помочь исправить ситуацию и вернуть интерес покупателей к бренду.
Volkswagen ID. Polo