На фоне грядущего реформирования утилизационного сбора появились всевозможные лазейки для его обхода. Одной из них стала так называемая «белорусская схема». Autonews.ru разобрался, какие риски она несет для покупателя автомобиля.
В чем суть этой схемы
По словам эксперта по подбору автомобилей с пробегом, автора YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилла Чернова, на данный момент подавляющее число автомобилей по параллельному импорту завезено в Россию именно по «белорусской схеме». Он отметил, что особенно часто такая лазейка применятся при покупке машин, к примеру, из США. Механизм поставок максимально прозрачен. Изначально за границей покупается автомобиль в возрасте до трех лет (на них сейчас действует льготный утильсбор), а далее эта машина растамаживается в Белоруссии.
Дело в том, что в этой стране покупатели автомобилей, если они официально признаны инвалидами, многодетными родителями или же относятся к любым другим льготным категориям граждан, получают 50-процентную скидку на таможенные платежи. Такие послабления помогают сэкономить значительные суммы, которые зависят от стоимости автомобиля и мощности двигателя.
После этого машину везут в Россию, где оплачивается уже коммерческий утильсбор. Однако по итогу доставка автомобиля через «белорусскую лазейку» все равно обходится значительно дешевле обычного пути.
«Эта схема работала еще до 2022 года. Однако тогда были официальные поставки машин глобальных марок по нормальным ценам, поэтому особой популярностью она не пользовалась. Речь шла исключительно о единичных, эксклюзивных моделях. Однако в наше время эта схема обрела вторую жизнь», — объяснил Чернов.
Какие риски существуют
Эксперт объяснил, что существование «белорусской лазейки» — это единственная причина, почему цены на «параллельные» машины в России до сих пор не «улетели в космос». Работу «белорусской схемы» поставок автомобилей он охарактеризовал как серую зону из-за отсутствия «правил игры» со стороны таможни.
«На данный момент схема с растаможкой автомобилей в Белоруссии закона не нарушает. Тут нет никакого обмана в отличие от похожих лазеек с Киргизией и Казахстаном, где объективно занижалась стоимость машин. Несмотря на это, исключать того, что таможня может придумать какие-то ограничения и просто перестать пускать такие машины через границу, нельзя. Особенно если учитывать практики последних лет», — отметил Чернов.
Впрочем, желание сэкономить на растаможке все же может обернуться нешуточными проблемами. О серьезных рисках так называемой «белорусской схемы» также предупредил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Во-первых, льготник, на которого привезли изначально машину, становится полноценным ее собственником. Например, он ее таможит, а с его счета проводятся все финансовые операции. Никто не застрахован от того, что в один момент он может сказать — это моя машина, я ничего не знаю. Причем сделать тут что-то будет практически невозможно», — объяснил эксперт.
Также существуют риски и для самого льготника. Прежде всего в лице налоговой службы Белоруссии.
«Согласитесь, когда человек с невысоким достатком внезапно покупает себе дорогостоящий BMW, это сразу же вызывает к нему целый ряд вопросов. Впрочем, это проблемы уже исключительно льготника, который за этот риск получает деньги», — заметил эксперт.
Юрист Лев Воропаев также предупредил о возможных проблемах, связанных с «белорусской лазейкой». Причем, по его словам, они могут возникнуть у владельцев таких машин в ближайшее время.
«Дело в том, что таможенные службы России реагируют на такие факты с задержкой примерно в один-два года. Этим сейчас и пользуются продавцы. Однако надо понимать, что у нас сейчас идут тесные взаимоотношения с Белоруссией. Поэтому уже в обозримом будущем профильные ведомства могут взяться за этот вопрос. Установив, что фактически была проведена фиктивная растаможка по льготному размеру оплаты, таможенная служба может доначислить платеж за эту машину. Причем речь будет идти об очень серьезных суммах. В итоге вся эта экономия в 20–30% будет полностью перекрыта», — пояснил он.