Почему замерзает аккумулятор
Если в двух словах — от переразряда и старости. В целом это актуально для любых (или почти любых) источников питания. Но в сегодняшнем обсуждении, если не указано другого, мы будем подразумевать классические свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Хотя и о более продвинутых вариантах упомянем. Более детально список типичных причин замерзания «свинца» выглядит следующим образом.
- Низкий заряд. Самое очевидное. Чем меньше вольтаж, тем ниже плотность электролита и ниже порог замерзания.
- Сильные морозы. При температурах меньше -25-35 даже рабочая батарея имеет риск замерзнуть.
- Изношенные пластины. Сульфатированные свинцовые пластины более уязвимы к замерзанию и не могут набрать полную емкость даже при качественной зарядке.
- Утечки тока. Саморазряд (внутреннее замыкание или постоянный потребитель) делает электролит менее концентрированным, что сказывается на морозостойкости.
Замерзает ли электролит
Отметим, что если батарея не посажена в ноль, а на улице не -60, то внутри не будет сплошного льда. Типичная заморозка батареи выглядит как кристаллизация воды, содержащейся в кислоте. Но только воды — не всей жидкости. Заглянув в банки обычно можно увидеть некую «кашу». Из кусочков льда, плавающих или обильно смоченных остатками чистого электролита.
Тем не менее, если АКБ «мертв» совсем (плотность в районе 1,1 г/см³ и ниже), уже при -15 он действительно может превратиться в кусок льда внутри. В этом случае шансов на восстановление практически нет, т.к. внутреннее расширение физически повреждает пластины, перегородки и иные элементы структуры.
При какой температуре замерзает аккумулятор
Порог зависит от плотности электролита, а значит — уровня заряда. Соответствия приблизительно такие (цифры примерные):
- полностью заряженный АКБ (плотность 1,27 г/см³) замерзает примерно при -65 °;
- наполовину разряженный (1,20 г/см³) замерзает при -30 °;
- полностью разряженный (1,10 г/см³) может замерзнуть уже при -10 °.
Факторы, влияющие на температуру замерзания:
- сама температура воздуха — здесь очевидно;
- текущий уровень заряда;
- возраст и техническое состояние батареи;
- химический тип АКБ (об этом далее).
Как понять, что аккумулятор замерз
Самое простое — замерить на его выводах напряжение. Замерзшая батарея не выдаст даже минимума для «оживления» приборной панели, не говоря о стартере. Помимо этого признаки следующие.
- Вздутие или деформация корпуса — лед распирает пластины и стенки корпуса.
- Заметные трещины или сочащийся электролит — отсюда же.
- АКБ не принимает заряд — даже зарядное устройство показывает ошибку или минимальный ток.
- Визуально внутри банок будет «каша» из замерзшей воды и остатков электролита. В самых крайних случаях — просто лед.
Что делать, если замерз аккумулятор
Прежде всего, категорически нельзя пытаться его заряжать в таком состоянии — это чревато серьезными последствиями вплоть до взрыва. Поступать нужно следующим образом.
- Внимательно осмотрите корпус. Если есть трещины, течь, сильно вздутие или выдавленные пробки — использовать батарею опасно. Такой аккумулятор подлежит замене.
- Занесите аккумулятор в теплое помещение и оставьте оттаивать естественным образом (не на батарею и не под фен!).
- После разморозки проверьте уровень электролита (если это возможно). При необходимости долейте.
- Поставьте АКБ на медленный заряд малым током, не превышающим 10–20% от его емкости.
Но будем откровенны: заморозка не пройдет для батареи бесследно. Даже если аккумулятор будет работать, он однозначно потеряет часть емкости. Замерзшая вода в составе электролита (и чем менее плотным он был, тем больше было льда) деформирует пластины. В итоге они теряют емкость, частично осыпаются, быстрее сульфатируются. Возможны даже внутренние замыкания. А иногда АКБ приходит в полную негодность. Поэтому к оставлению батареи на морозе на долгое время стоит отнестись серьезно.