РБК АВТО
Аккумуляторы
Подписаться на Telegram-канал

Срок службы автомобильного аккумулятора: сколько лет и как его продлить

Все о сроке жизни аккумулятора: сколько лет, от чего зависит, как обслуживать
Аккумулятор часто считается расходником. Но при должном уходе и соответствующем качестве он может прослужить семь, десять и более лет. Как выжать из АКБ максимум, рассказывает Autonews.ru
Фото: Natalia Kokhanova / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Natalia Kokhanova / Shutterstock / FOTODOM
  1. Средний срок службы АКБ
  2. От чего зависит ресурс аккумулятора
  3. Как продлить
  4. Главное

Средний срок службы аккумулятора автомобиля

Сразу скажем главное: срок службы любого аккумулятора зависит от большого количества факторов. Даже если взять две абсолютно одинаковые машины, выпущенные в один день, судьба их батарей может различаться кардинально. На ресурс будет влиять пробег, ритм и частота поездок, климатические условия, состояние бортовой сети, фактор обслуживания и другие обстоятельства.

Тем не менее существуют расчетные характеристики для каждого типа АКБ. Исходя из них, батареи различаются по продолжительности срока службы следующим образом:

  • классические свинцово-кислотные (сурьмянистые) — 4–5 лет;
  • гибридные свинцово-кислотные (малосурьмянистые, «кальциевые» и подобные) — 5–6 лет;
  • EFB-аккумуляторы — 6–7 лет;
  • AGM-аккумуляторы — до 10 лет;
  • GEL-аккумуляторы — до 15 лет.

Подробнее об устройстве разных типов мы говорили в отдельной статье.

Фото: Sergey Ryzhov / Shutterstock / FOTODOM Аккумуляторы 10 июля Рейтинг аккумуляторов: 5 лучших, по мнению эксперта
Фото: Shutterstock Аккумуляторы 26 марта Что такое АКБ? Всё об автомобильном аккумуляторе

От чего зависит срок службы аккумулятора автомобиля

Как уже сказали, продолжительность жизни АКБ зависит от множества условий. Среди них:

  • режим эксплуатации. Рваный график с короткими пробегами и частыми запусками будет снижать ресурс быстрее, чем размеренная езда по трассе;
  • температурный режим. Как и большинство химических источников питания, автомобильные аккумуляторы не любят морозов. При прочих равных АКБ в средней полосе проработает дольше брата-близнеца в Заполярье. Исключением являются гелевые — они переносят морозы спокойнее других. Но в любом случае аккумулятору будет лучше в тепле. Однако постоянная жара тоже не полезна — быстрее испаряется электролит (если он есть);
  • нагрузка на электросистему автомобиля. Так, любитель регулярных «дискотек» на природе будет менять батарею чаще. Постоянное использование подогревов и других мощных потребителей также сказывается на ресурсе не лучшим образом;
  • состояние системы зарядки. Генератор должен не просто заряжать батарею, но делать это правильно. Также важно соответствие типа АКБ автомобилю. Условно, новомодный гелевый аккумулятор на старых «жигулях» долго не прослужит;
  • периодическое обслуживание. Несмотря на то, что подавляющее большинство батарей сегодня заявлены необслуживаемыми, любой аккумулятор желательно заряжать вне автомобиля раз в 3–4 года. Для этого используют специальные интеллектуальные зарядные устройства.

Любой аккумулятор желательно раз в 3–4 года заряжать специальным интеллектуальным зарядным устройством
Любой аккумулятор желательно раз в 3–4 года заряжать специальным интеллектуальным зарядным устройством (Фото: CC7 / Shutterstock / FOTODOM)

Стоит также отметить, что заводской источник питания обычно служит дольше аналогичного покупного — даже той же марки и модели. Официально при сборке автомобиля каких-то особых комплектующих не используется. Однако практика показывает, что конвейерные детали почти всегда качественнее аналогичного афтермаркета.

Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

  • Не допускайте глубокого или полного разряда. Несмотря на то что некоторые типы (гелевые) маловосприимчивы к полному разряду, штатным такой режим все равно не является. Любая батарея прослужит дольше, работая с емкостью, близкой к максимальной.
  • Раз в 3–4 года проверяйте уровень электролита (где он в виде жидкости). Помните, что даже формально «необслуживаемые» батареи почти всегда могут предоставить доступ к банкам. Обычно под наклейкой находится общая крышка, под которой будут колодцы с электролитом.
  • Обслуживайте АКБ раз в те же 3–4 года, параллельно с проверкой электролита. Помимо уровня, полезно замерить его емкость (продаются специальные ареометры). А после доливки поставить батарею на цикл разряд/заряда современным зарядным устройством.
  • Следите за состоянием контактных выводов. С годами контакты имеют свойство окисляться. В результате сопротивление в месте контакта увеличивается, а вывод и клемма начинают греться. Нагрузка на генератор увеличивается, а напряжение в сети может снизиться. Чтобы такого не произошло, периодически обращайте внимание на внешний вид клемм. При снятии/установке батареи нелишним будет смазать выводы специальным контактным спреем.

Стоит также отметить, что заводской источник питания обычно служит дольше аналогичного покупного — даже той же марки и модели
Стоит также отметить, что заводской источник питания обычно служит дольше аналогичного покупного — даже той же марки и модели (Фото: ANECEPTIUS BAMBANG SUTOPO / Shutterstock / FOTODOM)

Главное о сроке службы аккумулятора автомобиля

  • Продолжительность жизни любой батареи зависит от конкретных условий ее работы: циклов поездок, климата, нагрузки на бортовую сеть, состояния генератора и т. д.;
  • разные технологии подразумевают разные сроки службы: от 4–5 лет для классического «свинца» до 15 лет для современных Gel-батарей;
  • чтобы батарея работала долго, следует минимально за ней ухаживать: не допускать глубоких разрядов, очищать клеммы, проверять уровень электролита (если он жидкий), а также раз в 3–4 года заряжать зарядным устройством;
  • тип аккумулятора и его емкость должны соответствовать автомобилю. Помните, что убить крутую современную батарею даже легче, чем дешевую классику.

Читайте также: