РБК АВТО
Бензин
Подписаться на Telegram-канал

Чем отличается бензин АИ-92 от АИ-95, можно ли их смешивать и какой лучше

Лить топливо по принципу «чем дороже, тем лучше» — практика бесполезная, а иногда просто опасная. Объясняем разницу между двумя самыми популярными сортами бензина
Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press
Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press
  1. Отличия 92-го от 95-го
  2. Можно ли смешивать
  3. Какой сорт лучше
  4. Частые вопросы
  5. Главное

Чем 92-й бензин отличается от 95-го

Главные отличия — в стойкости к детонации. Цифры в названии отображают октановое число. Оно показывает, насколько бензин устойчив к детонации — хаотичному самовоспламенению смеси в цилиндрах. Антидетонационные свойства — важнейшая характеристика топлива, а детонация — самое опасное явление, которое может возникнуть в процессе работы ДВС.

Фото: Alexey Smyshlyaev / Shutterstock / FOTODOM Статьи 3 февраля Как правильно заправлять машину на заправке: пошаговая инструкция
Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press Статьи 19 сентября 2024 АЗС, ТРК, СУГ, КПГ: что все это значит и для чего нужно

  • Антидетонационная стойкость. Как уже сказали, это важнейший параметр, определяющий допустимость применения того или иного сорта бензина на автомобиле.
  • Разная длительность горения. Если упростить, то можно сказать, что 92-й вспыхивает и прогорает быстрее, чем 95-й. Этим объясняется, почему «баловать» машину более дорогим сортом, если он не предусмотрен изначально, скорее вредно, чем полезно. Старые моторы просто не рассчитаны на длинный цикл горения смеси. Отсюда риск прогара клапанов — классическое следствие постоянной езды на слишком высокооктановом бензине.

Можно ли смешивать 92-й и 95-й бензин

Если возникла такая необходимость — можно. Но специально так делать, конечно, не стоит. И дело не в усреднении октанового числа (условно было 95, стало 93,5), а в смешивании присадок. Кто бы что ни говорил, но даже в самом качественном топливе содержатся присадки — в том числе октаноповышающие. И как поведет себя смесь разных сортов бензина, да еще и с разных АЗС, предсказать невозможно. Тем не менее повторимся: в качестве разовой акции это допустимо, ничего страшного с мотором не произойдет.

Если возникла такая необходимость — смешать 92 и 95 бензин можно. Но специально так делать, конечно, не стоит
Если возникла такая необходимость — смешать 92 и 95 бензин можно. Но специально так делать, конечно, не стоит (Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press)

92-й или 95-й: какой бензин лучше

Лучше тот, который предназначен для данного двигателя. Сам по себе вопрос о «победе» одного из сортов некорректен. Да, исторически все шло к повышению октанового числа. В СССР довольствовались 76-м и даже 66-м, затем стал распространяться 92-й, а потом — 93-й и 95-й. Наконец, для современных моторов нормой считается 98-й бензин. Спорткары и вовсе «приучены» к АИ-100. Однако эти факты совершенно не означают, что, если залить в древние «жигули» 98-й, машина поедет лучше. Все будет ровно наоборот.

Как уже говорили, более современное высокооктановое топливо лучше сопротивляется детонации и дольше горит. Для старых двигателей первый параметр практически не важен. Есть прямая зависимость степени сжатия мотора и вероятности возникновения детонации. Считается, что на ДВС со степенью сжатия до 10 риск «детона» минимален даже на 92-м бензине. Заливать в него 95-й смысла мало, а в ряде случаев и вредно — помним про длительность горения смеси. Ну а регулярная заправка условных «жигулей» 98-м гарантированно приведет к перегреву, прогару клапанов, а возможно, и к оплавлению поршней. В общем, принцип «чем дороже, тем лучше» здесь не работает. Лить нужно то, что предписал производитель.

Частые вопросы

На лючке бензобака указаны два сорта бензина. Какой заливать?

Две цифры — например, 95 (92) или 95/92 — означают, что базовым сортом является тот, где октановое число выше. При этом допустимо использование и более дешевого. Но производители предупреждают, что возможно снижение эффективности работы. По факту разница в большинстве случаев почти незаметна, а вот экономия на долгой дистанции может быть ощутима.

Почему на 95-м бензине автомобиль едет лучше, чем на 92-м?

Процесс горения 95-го идет дольше. А значит, эффективность фазы рабочего хода, когда газы толкают поршень, выше. Из-за чего растет мощность и может снизиться расход. Однако реальный эффект часто заметен только в лабораторных условиях. Или же он настолько мал, что не оправдывает разницу в стоимости горючего. Поэтому весь отмечаемый на форумах «приход» при переходе на более дорогой сорт — как правило, эффект плацебо.

Реальный эффект от замены 92 бензина на 95 часто заметен только в лабораторных условиях
Реальный эффект от замены 92 бензина на 95 часто заметен только в лабораторных условиях (Фото: Svetlana Vozmilova / Global Look Press)

Правда ли, что иногда нужно заливать высокооктановый бензин для прочистки мотора?

На сегодняшний день — уже нет. Подобная рекомендация была актуальна для карбюраторных и самых простых инжекторов двигателей. Там действительно, «поотжигав» полбака на 95-м вместо рекомендованного 93-го, можно было выжечь часть нагара в камере сгорания за счет повышения температуры. Сегодня, когда даже дешевые моторы оснащены микропроцессорным впрыском, кучей датчиков, а система изменения фаз стала обыденностью, «самодеятельность» может только навредить.

Актуален ли 92-й сегодня?

Более чем. Кроме старых иномарок, на этом сорте до сих пор ездит большая часть отечественного автопарка. Несмотря на рекомендацию лить преимущественно 95-й (например, в «Весте»), все наши машины без проблем переваривают 92-й. Главное, чтобы цифра на колонке реально соответствовала тому, что заливается в бак. Но здесь вопрос уже к добросовестности АЗС.

Главное о 92-м и 95-м бензине

  • Ключевые различия между сортами — в антидетонационных свойствах. Выше число — выше устойчивость топлива к детонации.
  • Смешивать 92-й и 95-й при необходимости можно, но на регулярной основе так делать не надо.
  • В старые машины, которые рассчитаны максимум на 92-й, постоянно лить 95-й нельзя.
  • Прирост в динамике и экономичности при переходе с 92-го на 95-й совсем незначителен и не окупается разницей в цене.

Читайте также: