Автомобильные аферы становятся все изощреннее. Если раньше обман можно было распознать хотя бы по подозрительно низкой цене, то теперь мошенники действуют куда хитрее. Эксперт по подбору машин с пробегом, автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов рассказал Autonews.ru недавний случай, который наглядно показывает, как злоумышленники втираются в доверие даже через благотворительные проекты.
Мошенники прикрываются благотворительностью?
Эксперт отмечает, что сегодня главная особенность мошенников — стремление придать себе легитимность. В качестве примера он рассказал о ситуации, с которой столкнулся лично.

Некоторое время назад в телеграм-канале одного приюта для собак он заметил сообщение с благодарностью за помощь некоему мужчине. Администраторы сделала перепост на его соцсети, представив его в качестве предпринимателя с небольшим бизнесом. По словам эксперта, при переходе по ссылке оказалось, что речь идет о мошеннической странице с нереальными ценами и недостоверной информацией.
«Перехожу по ссылке и вижу, естественно, мошеннический классический разводняк вместо телеграм-канала. То есть телеграм с нереальными ценами, с очевидными ошибками, с недостоверной информацией. То есть классический развод», — отметил Чернов.
По словам AvtoRevizorro, такая схема встречается все чаще: мошенники идут в любые небольшие сообщества — от каналов приютов до блогов о кулинарии — и используют доверие аудитории.

Эксперт подчеркнул, что отличить реальный бизнес от мошенников становится практически невозможно. Ситуация напоминает звонки с неизвестных номеров: вероятность того, что звонит мошенник, почти 100%-ная. В частности, по его словам, сегодня большинство телеграм-каналов с рекламой услуг перегонщиков — фальшивка. Более того, злоумышленники воруют реквизиты и договоры настоящих компаний. Иногда эти документы оказываются настолько правдоподобными, что даже опытный юрист не сразу заподозрит обман.
Ранее отличить поддельные предложения можно было хотя бы по нереалистичным ценам. Но сейчас мошенники поступают по-другому: они берут цены реальных продавцов, а затем немного снижают стоимость машины на 200–300 тыс. руб.
«Сейчас они стали действовать умнее, сейчас они не предлагают откровенные халявы. Они пользуются калькуляторами на сайте настоящих перегонщиков и от этой цены просто демппингуют», — заявил эксперт.
Даже договор не является гарантом честности. Чернов объясняет: такие документы часто представляют собой копии реальных контрактов известных компаний, например дилеров. В них могут быть указаны абсолютно настоящие реквизиты, которые легко проверить в открытых источниках. Но за этим договором ничего не стоит — после подписания человек просто теряет деньги.

В качестве примера эксперт привел случай, когда подписчики прислали ему ссылку с просьбой проверить, является ли компания настоящей. Все выглядело максимально убедительно: цены и предложения соответствовали рынку, в «Яндекс Картах» действительно находилась эта фирма. Однако выяснилось, что мошенники предлагали автомобиль, который его команда уже привезла месяцем ранее.
«Они предлагали машину привезти на заказ, которую мы уже привезли месяц назад. То есть мы стоим у этой машины, смотрим на нее, разговариваем с мошенниками. Она у вас в наличии? Да-да-да, все хорошо, она в наличии», — рассказал AvtoRevizorro.
Чернов отмечает: поймать таких людей крайне сложно. Как правило, они работают не из России, а из других стран. Поэтому надежды на то, что правоохранительные органы смогут их найти и вернуть деньги пострадавшим, на данный момент нет. «Это грустная история, но деньги уходят безвозвратно», — говорит эксперт.
По словам Чернова, сегодня единственный способ минимизировать риски — ориентироваться на компании с реальными офисами, проверяемыми сотрудниками и отзывами. Но даже в этом случае 100%-ной гарантии безопасности нет.
Разговор с потенциальным мошенником
Также эксперт поделился контактами автосалона, который, по его словам, занимается обманом покупателей. Autonews.ru связался с продавцом и поинтересовался кроссовером, объявление о продаже которого появилось несколько дней назад. Продавец заявил, что выставленный в объявлении автомобиль находится в Германии. Машину продает частный владелец через их компанию. Такой вариант, по словам продавца, выгоднее: автомобиль продается без посреднических схем и лишних накруток от дилера.
«Я перевозчик, грубо говоря. Немцы сотрудничают напрямую с нами. Мы продаем их автомобили», — сказал мужчина по телефону.
Он всячески уверял нас, что это отличное предложение за свои деньги. По его словам, перед продажей машину проверили на сервисе: состояние у нее хорошее, кузов без ДТП и перекрасов, передняя часть дополнительно оклеена защитной бронепленкой.
Процедура покупки строится следующим образом: сначала заключается договор с компанией-продавцом. После этого автомобиль ставится на таможенный учет и оформляется сразу на нового владельца. Срок доставки — около семи дней с момента подписания договора. Чтобы у покупателя не возникло трудностей с регистрацией, сотрудники компании сопровождают его вплоть до получения номерных знаков. По словам продавца, за один день можно пройти все формальности — лабораторию, ГИБДД и постановку на учет.
Что касается расходов, продавец подробно разъяснил структуру платежей. Утильсбор для физического лица составляет 15 600 руб., причем это льготная ставка. Таможенные платежи в среднем выходят на 550–560 тыс. руб. Эти суммы уже заложены в общую стоимость автомобиля — 2 млн руб. Отдельно оплачиваются услуги компании, они составляют 50 тыс. руб. В результате реальная схема выглядит так: покупатель сначала покрывает расходы, связанные с таможней и утильсбором, а оставшуюся часть (около 1,5 млн руб.) вносит уже после того, как автомобиль приезжает в Россию.
«Таможенный брокер берет электронный талон на таможенный терминал, регистрирует на таможенном терминале автомобиль, и таможенный выставляет на нашу бухгалтерию счет на оплату таможенной броши. Бухгалтерия затем ставит счет вам на эту же сумму. И счет будет брокера. Почему так? Потому что вы, как гражданин России, не сможете покрыть таможенную пошлину на казначейство Беларусь», — продолжал уверять продавец.
С покупателя при этом берут лишь те суммы, что указаны в счете — никаких серых доплат, уверяет продавец.
«Это не предоплата все-таки. Предоплата — это если вы лично мне скинете деньги за автомобиль. А это все-таки госплатеж, таможенная пошлина», — заявил продавец.
Договор можно подписать как лично в Гродно, так и дистанционно. Еще один момент: компания не держит автомобили в наличии. Все машины привозятся исключительно под заказ. По словам продавца, это позволяет держать цену на низком уровне.
При желании покупатель может подобрать другой вариант через европейские сайты, например mobile.de, но в таком случае поиск и осмотр конкретных машин в Германии оплачиваются отдельно. Стоимость такой услуги — 70 тыс. рублей за три выезда.
О другой схеме обмана в беседе с Autonews.ru рассказал автоэксперт и автор блога «Автокриминалист» Максим Шелков. По словам специалиста, россиянин получил иск с требованием вернуть недавно купленный автомобиль. И эта проблема, как отмечает блогер, потенциально носит массовый характер.
Читайте также: