РБК АВТО
Кризис
Подписаться на Telegram-канал

С какими проблемами столкнулся западный автопром. Что происходит

У западных автоконцернов возникли серьезные финансовые проблемы
Нашествие китайских марок, ужесточение эконорм и неспособность автопроизводителей «старой школы» адаптироваться к новым реалиям
Фото: Grzegorz Czapski / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Grzegorz Czapski / Shutterstock / FOTODOM

Autonews.ru изучил показатели мировых автопроизводителей и рассказывает о марках, которые столкнулись с существенными сложностями.

Tesla

Проблемы есть даже у самого дорого автоконцерна мира - компании Tesla американского бизнесмена Илона Маска. Согласно финансовой отчетности, во II квартале 2025 года ее чистая прибыль сократилась на 16% — до $1,17 млрд по сравнению с $1,4 млрд годом ранее. За квартал компания отчиталась о выручке в размере $22,5 млрд — минус 12% по отношению к показателю годичной давности.

Фото: Paul Hennessy / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: Paul Hennessy / Keystone Press Agency / Global Look Press

В Tesla объяснили снижение выручки и прибыли падением продаж и сокращением налоговых льгот. От других автопроизводителей, которые платят компании за углеродные квоты, марка получила доход в размере $439 млн — меньше половины от суммы годом ранее. Многие из квот прекращают действие осенью 2025 года из-за отмены субсидий на электромобили и принятых мер по защите окружающей среды. В III квартале в США грядет отмена льготы в размере $7,5 тыс., а также ряда углеродных квот, что принесет Tesla дополнительные трудности, пишет The Wall Street Journal.

Фото: Mercedes-Benz Европейские автомобили 1 сентября Сколько рабочих мест потерял автопром Германии. Цифра шокирует
Завод Volkswagen в Вольфсбурге Volkswagen 24 июня Массовые сокращения и закрытие заводов: что будет с Volkswagen

Позиции компании Маска в Европе снижаются восемь месяцев подряд на фоне обострения конкуренции с BYD.

Падение по странам:

  • Франция — минус 47,3%;
  • Швеция — минус 84%;
  • Дания — минус 42%;
  • Нидерланды — минус 50%;
  • Италия — минус 4,4%.

В Норвегии, Испании и Португалии продажи выросли на 21,3%, 161% и 28,7% соответственно.

Ситуация Tesla усугубляется тем, что с 2020 года не было выпущено ни одной новой модели (тогда вышла Model Y), а продажи Model S и Model X в Европе, по данным Carscoops, фактически уже прекращены.

Infiniti

Рендерное изображение Infinity Q50 второго поколения
Рендерное изображение Infinity Q50 второго поколения (Фото: Digimods Design / Youtube)

Компания Infiniti также переживает непростые времена, в том числе в связи с рекордными убытками головной компании Nissan.

Исправить ситуацию может новое поколение модели Q50. Изначально предполагалось, что эта новинка будет на электротяге, но в итоге она получит лишь традиционный двигатель внутреннего сгорания. Ожидается, что заднеприводный Q50 с мотором мощностью 450 л.с. в тандеме с классической «механикой» появится на американском рынке в 2027 году.

Кстати, по подсчетам портала Auto Vercity, в Китае за 2024 год Infiniti смогла продать 2 268 экземпляров QX50 и QX60. Эти данные собраны из официальных источников: АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из отчетов автопроизводителя. Но в декабре 2025 года выпуск данных моделей должен завершиться.

Проблемы марки Infiniti усугубляются тем, что она изначально ориентирована на американский рынок, но и там продажи невелики. К примеру, по данным chinamobil.ru, в ноябре 2024 года на местном рынке было продано чуть более 5 тыс. экземпляров, а в Канаде — 503 автомобиля. 

Nissan

Макото Учида
Макото Учида (Фото: Yoshio Tsunoda / AFLO / Global Look Press)

Сам Nissan после реорганизации альянса с Renault не смог выстроить новое партнерство с Honda и терпит колоссальные убытки. Автопроизводителю пришлось пойти на сворачивание производства в китайском Ухане из-за сокращения моделей Ariya и X-Trail. Еще раньше, в июне прошлого года, японская компания закрыла завод в Чанчжоу, работавший с 2000 года.

По итогам 2024 года Nissan ушел в рекордный минус - без малого $5,3 млрд убытков. Эти потери стали крупнейшими в истории автопроизводителя. В феврале компанию покинул генеральный директор Макото Учида, место которого занял Иван Эспиноса — бывший вице-президент по глобальному продукту.

Для спасения бренда Nissan будет вынужден до конца 2026 финансового года (31 марта 2027-го) уволить 6,5 тыс. сотрудников, а всего сократить планируется 9 тыс. рабочих мест. Согласно новой стратегии трансформации под названием Re: Nissan, к 2035 году производитель упростит архитектуру будущих моделей (сложность конструкций снизится на 70%), а число платформ уменьшится с 13 до 7. На само проектирование новинок будет отводиться не 37, а максимум 30 месяцев.

Maserati

Фото: William's photo / Shutterstock / FOTODOM
Фото: William's photo / Shutterstock / FOTODOM

Компания Maserati, входящая в портфель концерна Stellantis (Jeep, Citroёn, Peugeot, Alfa Romeo, Dodge, Fiat и другие) давно работает в убыток. Финансовый отчет фирмы за первую половину 2025 года выглядит нерадужным. В 2024 году прибыль упала на 70% — до €5,5 млрд, а за первую половину 2025 года скатилась до убытков в €2,3 млрд.

Ситуация с Maserati, являющейся отдельным юрлицом в структуре Stellantis, выглядит особенно плачевной: по данным сайта clubalfa.it, Maserati в первой половине 2025 года сработала в убыток в размере €39 млн из-за падения продаж на 32% по всему миру (реализовано 4 328 машин). Марке пока нечего предложить в сегментах электрокаров и гибридов, что делает ее малоинтересной в глазах современного покупателя.

Mercedes-Benz

Маркус Шефер
Маркус Шефер (Фото: Mercedes-Benz)

Звучит невероятно, но под ударом оказалась даже премиальная немецкая марка Mercedes-Benz. Технический директор Mercedes-Benz Group AG Маркус Шефер признал зависимость компании от поставок из Китая редкоземельных металлов. Оставаться на плаву производителю в последнее время помогали буферный запас и альтернативные каналы.

«Ситуация имеет серьезные последствия. Мы надеемся, что обе стороны найдут решение в ближайшие недели. Это крайне необходимо», — заявил Шефер.

По итогам I квартала 2025 года Mercedes-Benz отчитался о снижении прибыли. Во II квартале 2025 года прибыль компании составила €957 млн, на 69% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. Объем продаж автомобилей за первое полугодие не достиг 900 тыс. штук и сократился на 6%. За первое полугодие компания заработала около €2,7 млрд. Этот показатель на 55,8% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года (тогда было €6,1 млрд).

Ситуация Mercedes-Benz настолько плоха, что всерьез изучается возможность закупки ДВС у конкурентов в лице BMW. Автопроизводитель назвал причины падения результатов. Среди них оказались ввозные пошлины США, высокие цены на энергоносители и сырье, сокращение продаж и расходы, связанные с реструктуризацией компании.

Глава Европейской автомобильной ассоциации ACEA и концерна Mercedes-Benz Ола Каллениус предупредил ЕС о возможном крахе европейского автопрома. Если не предпринять шагов по его спасению, автомобильной промышленности остались считанные годы. В Mercedes считают европейскую программу отказа от машин с ДВС к 2035 году труднореализуемой.

«Нам нужно посмотреть правде в глаза. Иначе мы на полной скорости врежемся в стену», — предупредил Каллениус в интервью газете Handelsblatt, комментируя запрет на продажу машин с ДВС с 2035 года.

Кстати, некоторые компании в связи с введением США ввозных пошлин просто отказались от поставок машин в эту страну. Так, например, сделала японская компания Mitsubishi. Об аналогичном шаге заявляли немецкие Audi и Volkswagen.

Читайте также: