С 1 ноября 2025 года в России могут вступить в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Минпромторг подготовил проект постановления, согласно которому сумма платежа будет определяться не только по объему двигателя, как сейчас, но и с учетом мощности автомобиля.
Autonews.ru побеседовал с экспертом по покупке и доставке автомобилей из Германии и автором YouTube-канала AvtoRevizorro Кириллом Черновым и выяснил, сколько придется доплачивать за популярные модели, возможно ли сэкономить и как на эти новости отреагировали зарубежные продавцы.
Рост цен
Чернов отметил, что сейчас можно говорить скорее о том, сколько планируют прибавить к стоимости конкретных автомобилей, а не насколько фактически изменятся цены. В качестве примера он привел BMW X5: у трехлитровых версий 30D и 40D прибавка составит от 3,1 млн до 3,3 млн руб. При этом стоимость таких автомобилей сегодня варьируется от 6 млн до 9 млн, так что дополнительная нагрузка окажется крайне ощутимой.
Рост заказов
По словам Чернова, интерес действительно резко вырос, но это, как он подчеркнул, самая неприятная часть истории. Дело в том, что привезти автомобиль из-за границы к 1 ноября практически нереально.
«Привезти машину до 1 ноября уже, скорее всего, никто не успеет. Ни из Китая, ни из Кореи, ни из Германии, ни из Штатов за два месяца машину сейчас ни купить, ни привезти», — уверен эксперт.
Единственный шанс есть у тех, кто уже нашел и оплатил автомобиль. Все остальные, кто только сейчас начал искать варианты, фактически опоздали.
Линейка моделей мощностью менее 160 л. с.
Чернов пояснил, что выбор в этом сегменте действительно есть, но речь в основном идет о более доступных моделях вроде Volkswagen Polo, Opel Corsa или японских кей-каров. Однако учитывая, что доставка из-за границы стоит одинаково дорого для любых машин, везти дешевые модели особого смысла нет: тот же Opel Corsa после всех затрат обойдется в 2,5–3 млн руб.
«В связи со всеми сложностями, которые нам наши непартнеры наделали, привезти машину из-за границы дорого. Причем неважно, дорогую машину, дешевую — любую машину привезти одинаково дорого», — подчеркнул специалист.
Тем не менее эксперт отметил, что в категории до 150 л. с. есть и масса интересных вариантов из премиального сегмента. К примеру, BMW 518, X3, а также некоторые версии Audi A4, A5, Q5 и даже A6.

Популярность может набрать Volkswagen Passat, который раньше конкурировал по цене с BMW-«трешкой» и потому был менее востребован. Теперь же он может стать более логичной покупкой.
«Люди пересядут на Passat, потому что все равно это автомобиль, с которым ни один самый лучший на свете «китаец» по потребительским свойствам сравниться не может, и по надежности тоже», — считает Чернов.
В этот список эксперт добавил Mini (X1, X2, Countryman, Cabrio), а также Volvo V60, V90 и XC60 — все они имеют версии с двигателями мощностью около 150 л. с.
Импорт автомобилей мощностью до 160 л. с.
По словам Чернова, вопрос скорее не в выгоде, а в целесообразности: если для дорогих моделей эта сумма «растворяется» в цене, то для дешевых она становится критичной. Например, для уже упомянутого Opel Corsa расходы на логистику могут превысить цену самого автомобиля.
Поэтому на практике клиенты чаще выбирают более дорогие модели вроде BMW X3 или X5, где затраты на доставку не так болезненно отражаются на бюджете и ликвидности.
Возможные уходы с российского рынка
Чернов полагает, что сильнее всего пострадает сегмент мощных спорткаров. К примеру, утильсбор на BMW M5 может составить почти 6 млн руб., что делает покупку бессмысленной. Под вопросом будущее и таких моделей, как BMW M3 с моторами мощностью свыше 500 л. с.
Однако это не значит, что клиенты откажутся от премиальных машин — скорее они переориентируются на другие модели, например на Porsche 911, который ввозить с учетом таможенных особенностей будет выгоднее.
«Люди не то что откажутся от этой идеи, они просто пересядут на Porsche 911, вот и все. То есть это будет тот же самый бюджет, но в связи с определенными особенностями таможенного обложения везти 911, даже с учетом «утиля», будет иметь смысл», — уверен специалист.

По словам Чернова, нынешняя редакция проекта создает «перекос». Сейчас автомобили, ввозимые через Белоруссию, облагаются коммерческим утилизационным сбором, тогда как при прямом ввозе в Россию уплачивается 48% пошлины для новых машин, но без коммерческого «утиля». Если новые правила вступят в силу, дорогие машины начнут массово завозить через Белоруссию. Таможенные расходы окажутся ниже, что позволит компенсировать увеличенный утиль.
В итоге новые автомобили фактически не подорожают, а государственный бюджет, напротив, недополучит средства. Чернов предполагает, что при такой системе придется вводить дополнительные ограничения. Более того, на рынке может снова появиться больше автомобилей «в наличии», что станет позитивным моментом для покупателей.
Ситуация на рынке Германии
Эксперт рассказал, что немецкие партнеры внимательно следят за изменениями в российском законодательстве. Многие даже напрямую звонят и задают вопросы о новом утильсборе, переживая, что Россия сократит закупки.
«А из Германии нам звонили знакомые немцы со словами: «Вы что там, в своей России, с ума посходили? Вы что такое придумали? А как же мы?» На полном серьезе немцы следят, интересуются и очень переживают, что мы перестанем покупать машины», — рассказал Чернов.
Если говорить о реальных ценах, то пока серьезного роста в Германии не наблюдается. Более того, подорожание машин в России может компенсироваться изменением подхода к выбору: вместо популярных BMW X3 с пробегом до 60 тыс. км клиенты будут брать варианты с пробегом 120 тыс., экономя, таким образом, до 1,4 млн руб. Но есть и плюс: компании вновь смогут возить автомобили не на заказ и предлагать их клиентам «из наличия». AvtoRevizorro подчеркнул, что на надежности обслуженных машин увеличившийся пробег никак не скажется.
По прогнозу Чернова, «вымывается золотая середина»: трехлетние трехлитровые BMW X5 заказывать станет невыгодно, и покупатели просто переключатся на новые автомобили. Таким образом, рынок слегка переформатируется, но глобальных изменений не произойдет.
Читайте также: