РБК АВТО
Утилизационный сбор
Подписаться на Telegram-канал

«Автотор» поддержал новый утильсбор. Названы причины

В «Автоторе» назвали новый утильсбор «шагом для развития автопрома в России»
Президент автохолдинга и экс-глава департамента Минпромторга Денис Пак поддержал предложенные министерством изменения в расчете утильсбора и связал их с созданием «баланса между интересами потребителей и производителей»
Президент компании «Автотор» Денис Пак
Президент компании «Автотор» Денис Пак (Фото: Petrov Sergey / NEWS.ru / Global Look Press)

Изменения в расчете утилизационного сбора, которые могут вступить в силу 1 ноября 2025 года, являются «шагом, направленным на устойчивое развитие автомобильной отрасли», заявил ТАСС президент автохолдинга «Автотор» и экс-глава департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак.

«Предложенные Минпромторгом изменения в механизме расчета утилизационного сбора — это шаг, направленный на устойчивое развитие автомобильной отрасли и повышение ее технологической независимости», — сказал он.

Пак добавил, что инициатива создает «баланс между интересами потребителей и производителей, формируя базу для будущего развития отрасли». Новый подход, по его словам, также «создает более прозрачные и предсказуемые правила игры».

Обратную позицию высказал ранее исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Баринов. Он отметил, что стоимость импортируемых автомобилей может вырасти на «сотни тысяч рублей» из-за изменения в расчете утильсбора, и назвал поправки «дополнительным вызовом для авторынка».

Пак занимал пост главы департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга с 2017 по 2022 год и отстаивал повышение уровня локализации российских производств. Позднее он был советником главы ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ), который подведомственен Минпромторгу, а в 2023-м перешел в «Автотор».

Ранее глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что изменение методики расчета утильсбора не повлияет на стоимость автомобилей российского производства, в том числе тех, которые собирают на перезапущенных после ухода иностранных автокомпаний площадках.

Фото: Bulkin Sergey / NEWS.ru / Global Look Press Утилизационный сбор 30 сентября Что ждет российский автопром из-за нового утильсбора. Ответ Алиханова
BMW X5 Утилизационный сбор 26 сентября Мы посчитали, как подорожают машины из-за нового утильсбора. Модели, цены

Минпромторг в сентябре предложил привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Суть изменений в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет работать только для машин мощностью до 160 л. с. Если мощность больше, то будет выплачиваться коммерческий утильсбор, который в разы выше.

В министерстве подчеркнули, что такая инициатива была разработана после обращения ассоциации «Объединение автопроизводителей России». В ведомстве отметили, что в случае одобрения новые правила расчета утильсбора заработают уже c 1 ноября 2025 года.

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.

Первый аналог утильсбора появился в России в 2009 году. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор 3 тыс. руб. После этого владелец получал сертификат на скидку 50 тыс. руб. при покупке новой машины, собранной в России. Полноценно утилизационный сбор ввели в 2012 году при вступлении в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года он распространился и на отечественных автопроизводителей. Утильсбор ежегодно индексируется.