
Изменения в методике расчета утилизационного сбора, которые могут вступить в силу с 1 ноября текущего года, неминуемо скажутся на ценах автомобилей, они подорожают, а издержки большинства участников рынка вырастут, сообщил Autonews.ru исполнительный директор бренда Hongqi в России Иван Савельев.
«Правда, этот эффект проявится не сразу — дилеры еще какое-то время смогут сдерживать рост за счет имеющихся складских запасов», — пояснил Савельев.
В свою очередь, повышение цен снизит покупательский интерес и понизит продажи, пояснил он.
«И в такой ситуации решающим фактором успеха станет способность компаний удержать прежний уровень цен. Тем, кто сумеет сохранить привлекательное ценовое позиционирование, удастся укрепить позиции и перетянуть часть клиентов у конкурентов», — отметил Савельев.
Сам факт очередного повышения утильсбора, по мнению представителя Hongqi, дает понять, что для тех автокомпаний, кто планирует и дальше работать на российском рынке, остается только один путь — локализация производства.
«Многие компании уже идут в этом направлении, а остальным самое время задуматься. Параллельно стоит ожидать ужесточения контроля над так называемым альтернативным импортом — «серые» схемы будут постепенно сворачиваться», — добавил исполнительный директор Hongqi в России.
Ранее о новом утильсборе высказался представитель бренда Rox Motor. По словам директора по маркетингу марки Алексея Кожухова, в случае вступления в силу новых правил с 1 ноября большее число клиентов будут вынуждены переориентироваться на автомобили, официально представленные в России.
Минпромторг в сентябре предложил привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. Суть изменений в том, что льготный утилизационный сбор, который оплачивают физические лица при ввозе автомобиля из-за границы, будет работать только для машин мощностью до 160 л. с. Если мощность больше, то будет выплачиваться коммерческий утильсбор, который в разы выше.
В министерстве подчеркнули, что такая инициатива была разработана после обращения ассоциации «Объединение автопроизводителей России». В ведомстве отметили, что в случае одобрения новые правила расчета утильсбора заработают уже c 1 ноября 2025 года.
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его изначальная цель — обеспечение экологической безопасности. Но фактически это инструмент защиты российских производителей, поскольку государство компенсирует им сбор промышленными субсидиями.
Первый аналог утильсбора появился в России в 2009 году. Тогда владелец старой машины мог сдать на переработку свой легковой автомобиль, уплатив дилеру стандартный сбор 3 тыс. руб. После этого владелец получал сертификат на скидку 50 тыс. руб. при покупке новой машины, собранной в России. Полноценно утилизационный сбор ввели в 2012 году при вступлении в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года он распространился и на отечественных автопроизводителей. Утильсбор ежегодно индексируется.