Что происходит с рынком подержанных машин, как в действительности новости о возможном изменении правил расчета утилизационного сбора отразились на покупателях и ценах? О том, как выживает вторичка, Autonews.ru рассказал Александр Кузищев — один из самых известных российских перекупщиков и автор телеграм-канала Саша Goodprice.
Для частных лиц, покупающих машины для личного пользования, действуют льготные тарифы: 3,4 тыс. руб. за новые автомобили младше трех лет и 5,2 тыс. руб. за машины старше этого возраста. Для компаний суммы несопоставимо выше — так, за автомобиль до трех лет с мотором объемом 1–2 л нужно заплатить 667,4 тыс. руб., а при двигателе 2–3 л сбор уже составляет 1,875 млн руб. Эти ставки ежегодно пересматриваются.
С 1 ноября 2025 года Минпромторг предложил изменить принцип расчета утильсбора: вместо объема двигателя будет учитываться его мощность. При этом льготы сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 л.с., а все, что выше, попадет под коммерческие ставки. Как поясняют в министерстве, новая схема призвана учитывать современные тенденции в автопроме и растущую популярность более мощных силовых установок.
Что происходит на рынке из-за «утиля»
Кузищев отметил, что изначально не верил в возможность резкого повышения утилизационного сбора. По его словам, заявленные ставки выглядели нереалистично высокими и он был уверен, что такое решение вряд ли допустят.

По его мнению, целью инициативы о повышении утильсбора могло быть оживление автомобильного рынка. Он напомнил, что с прошлого октября рынок заметно замер, вслед за чем началось постепенное снижение цен на вторичке. К настоящему времени, отметил эксперт, автомобили подешевели весьма ощутимо.
Он добавил, что инициатива, вероятно, была направлена не столько на поддержку частников или перекупщиков, сколько на стимулирование продаж в автосалонах, где за последний год ситуация оставалась крайне сложной.
«Речь идет о машинах в салонах у официальных дилеров — как новых, так и с пробегом, потому что они последний год плачут. У них же все-таки обязанности очень большие. Это перекуп сам на себя работает. А тут сотни сотрудников, им нужно платить, аренду оплачивать», — подчеркнул Goodprice.
Кузищев рассказал, что одна из крупнейших дилерских сетей за последние полгода понесла убытки в размере около 5 млрд руб. Поэтому, по его словам, задача заключалась в том, чтобы «расшевелить» рынок и вернуть покупателей в шоурумы.
По наблюдениям эксперта, эффект действительно проявился: продажи пошли вверх, автосалоны оживились, активнее стали вести себя и покупатели на вторичном рынке. Хотя, уточнил Кузищев, нынешний спрос нельзя назвать ажиотажным — последний бурный всплеск активности наблюдался в сентябре-октябре прошлого года, после чего рынок замер, а цены начали снижаться.
«Не сказать, что сейчас какой-то сумасшедший спрос. Наверное, последний раз такое было в сентябре-октябре прошлого года. После этого все замерло, и цены пошли вниз», — заявил он.
Какие машины сложно продать
Что касается предпочтений покупателей, то здесь, по словам Кузищева, принципиальных изменений не произошло. Наибольшим спросом по-прежнему пользуются «народные» модели вроде Toyota Camry и относительно доступные машины от Hyundai и Kia.
Тогда как дорогие бизнес-седаны — старые Mercedes S-Class, BMW 7-й серии, Audi A8 или Jaguar — остаются неликвидными. Однако, добавил он, и такие автомобили находят своих покупателей, если выставлены по адекватной цене.
«Неликвидными остаются все эти памятники. Но, опять же, как я не раз говорил: не бывает плохой машины, бывает плохая цена», — добавил специалист.