Какие модели BMW начали массово скупать россияне, почему активизировались мошенники и как возможное повышение утильсбора уже сейчас отразилось на вторичке? На эти и другие вопросы Autonews.ru ответил эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала «Метод Малова» Евгений Малов.
Утилизационный сбор — это разовый платеж, который взимается с производителей, импортеров или владельцев автомобилей для последующей переработки машины после окончания срока службы. Для физических лиц, которые ввозят авто с объемом двигателя до 3 л для личного пользования и соблюдают все налоговые и таможенные требования, предусмотрены льготные ставки: 3,4 тыс. руб. за новые автомобили младше трех лет и 5,2 тыс. руб. — за машины старше трех лет.
Для компаний ставки значительно выше — речь идет о сотнях тысяч рублей. Например, за авто возрастом до трех лет с мотором объемом 1–2 л утилизационный сбор составляет 667 400 руб., а за двигатель от 2 до 3 л — уже 1 875 400 руб. Размер утильсбора ежегодно индексируется.
Согласно предложению Минпромторга, с 1 ноября 2025 года планируется изменить систему расчета, привязав размер сбора к мощности двигателя. Ввести хотят прогрессивную шкалу: льготный тариф сохранится лишь для автомобилей мощностью до 160 л.с., а для более мощных машин будет применяться коммерческая ставка. Как отмечали в ведомстве, изменения расчета утильсбора необходимы «в контексте новых тенденций развития автомобильной промышленности в целом и появления новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств».
Ажиотаж на вторичном рынке
Эксперт отметил, что предложение изменить правила расчета утилизационного сбора традиционно вызвали панику на вторичном рынке. По его словам, многие восприняли инициативу Минпромторга как уже свершившийся факт и ринулись срочно покупать машины.
«Идут постоянные звонки — люди просят срочно найти и осмотреть автомобили: боятся упустить свой вариант. Телефон буквально разрывался три недели подряд, даже по ночам звонили», — отметил специалист.

Разумеется, из-за новостей начался ажиотаж не только среди покупателей, но и среди продавцов — они стали поднимать цены.
При этом Малов подчеркнул, что подобные всплески паники на рынке происходят регулярно — даже тогда, когда никаких подтвержденных решений еще нет.
Людям подавай BMW
По словам Малова, на фоне планов властей повысить утильсбор спрос на рынке заметно сместился в сторону мощных и престижных моделей. Он отметил, что особенно высокий интерес наблюдается к BMW с моторами до 3 л — прежде всего к M-серии (M3, M4, X3 M, X4 M), а также к дизельным версиям X5 и X6.
Количество обращений, по словам Малова, выросло примерно втрое по сравнению с июнем—июлем. Звонков и запросов стало так много, что часть клиентов приходилось передавать коллегам, у которых тоже не было свободного времени.
«Ежедневно в соцсетях моих коллег по подбору вижу посты, как они все поголовно осматривают X5, X6, X7», — заявил эксперт.
Как маскируются аферисты
Вместе с ростом спроса увеличилось и число мошеннических схем. Малов рассказал, что ежедневно получает по несколько обращений от клиентов, которые находят подозрительно выгодные предложения на BMW X5 или X6 — зачастую дешевле рыночной цены на 2–3 млн руб.
«Мне ежедневно поступало по два-три звонка: «Евгений, что вы думаете по поводу такого автомобиля? Прекрасная цена» или «Там, X6-й или X5-й можно привезти на 2-3 млн дешевле. Вот ссылка на объявление, вот ссылка на соцсети людей, кто привозит». Люди, кажется, забыли, где бывает бесплатный сыр», — отметил подборщик.