Какие плюсы могут принести изменения правил расчета утильсбора, какие автомобили массово начнут покупать россияне и кто из импортеров не сможет адаптироваться к новым условиям? Об этом Autonews.ru побеседовал с основателем компании EvoCars, занимающейся доставкой и реализацией иномарок из Китая, Денисом Блиновым.
Для частных лиц, покупающих машины для личного пользования, действуют льготные тарифы: 3,4 тыс. руб. за автомобили до трех лет и 5,2 тыс. руб. — старше трех лет. Для компаний автомобиль до трех лет с двигателем объемом 1–2 л нужно заплатить 667,4 тыс. руб., а для агрегатов 2–3 л — 1,875 млн руб. Ставки ежегодно индексируются.
Минпромторг предложил изменить систему расчета утильсбора: вместо объема двигателя будет учитываться мощность. Льготы сохранятся лишь для автомобилей с моторами мощностью до 160 л.с., для машин с более производительными агрегатами действует коммерческий сбор. Впрочем, первый вице-премьер Денис Мантуров пока поручил Минпромторгу отсрочить введение новой методики.

Рынок полностью перестроится
Как отмечает Блинов, речь идет не просто о повышении цен, а о масштабной перестройке всей системы. По его словам, совокупный рост стоимости автомобилей при ввозе может составить от 200 тыс. до 2 млн руб. — диапазон огромен, и все зависит от типа двигателя.
Наибольшее подорожание, по прогнозу эксперта, может затронуть гибридные и электрические модели, где сумма утильсбора особенно заметна, однако сделать точный расчет пока невозможно.
«Даже ФАС признает, что проект постановления Минпромторга фактически меняет методику вычисления, и, пока новые правила не утверждены окончательно, расчеты остаются условными», — добавил Блинов.
Говоря о возможных последствиях для участников рынка, Блинов не исключает, что часть игроков, действительно, уйдет. Прежде всего так называемые серые импортеры, которые ранее использовали сомнительные схемы растаможки и неофициальные платежные инструменты.
После обновления правил им будет просто невозможно продолжать работу в прежнем формате. В результате рынок очистится. По мнению эксперта, это «естественная фильтрация» рынка, которая приведет к формированию более прозрачной и устойчивой структуры поставщиков.
Эти автомобили не вырастут в цене
При этом автомобили мощностью до 160 л.с. сохранят прежние льготные коэффициенты, а значит, в этом сегменте рост цен не прогнозируется. По наблюдениям собеседника Autonews.ru, именно в этот класс сейчас смещается основной спрос.
«Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос именно на сегмент до 160 сил, поскольку покупатели стараются успеть оформить сделки до вступления новых правил», — подчеркнул он.

Блинов считает, что автомобили мощностью до 160 л.с. и станут основным драйвером продаж.
«В то же время средний сегмент — автомобили вроде Toyota Camry, RAV4 и аналогичные модели — постепенно уйдут в прошлое, уступив место более компактным, экономичным и технологичным решениям. Их место займут модели, более соответствующие новой экономике и запросам покупателей», — уверен он.
Плюсы новых правил расчета утильсбора
Блинов убежден, что в долгосрочной перспективе изменения пойдут отрасли на пользу. На смену серым схемам придут стабильные логистические цепочки и понятная система ценообразования. В выигрыше окажутся те, кто сможет предложить клиенту не только сам автомобиль, но и гарантированный уровень сервиса, юридическую чистоту сделки и прозрачные документы.
«В новых условиях на рынке останутся компании, чья деятельность будет полностью легальна и прозрачна, соответствующая как букве, так и духу закона», — уверен основатель EvoCars.
Блинов отметил, что начинается новая глава российского авторынка — для честных поставщиков это не кризис, а переход к новой модели спроса, где на первый план выходят экономия, сервис и доверие.
«Сейчас ключевыми становятся не «понты» и мощность, а рациональность, прозрачность и адаптация к правилам», — добавил он.
По его словам, рыночные игроки уже подготовились к грядущим переменам, выстраивая прозрачные каналы поставок и разрабатывая предложения под новые условия.
«Те, кто адаптируется быстрее других, станут лидерами нового, более зрелого авторынка. Мы видим в этом не угрозу, а возможности», — заключил специалист.