Дороги в России давно контролируются разветвленной сетью камер, а нарушителей ПДД наказывают в автоматическом режиме. Однако многим владельцам машин с иностранными номерами не приходят штрафы с камер, как и не применяются санкции за неоплаченные парковки и езду по платным дорогам с безбарьерной системой проезда.
По статистике МВД, в 2024 году на автомобили с иностранными номерами было выписано 489,6 тыс. штрафов, а уплачено лишь 281,8 тыс., то есть 41,5% нарушителей наказаны не были.
Бесплатный проезд по платным дорогам
С запуском в России системы безбарьерного проезда по платным дорогам многие машины на иностранных номерах стали ездить по ним бесплатно. Система «Свободный поток» (Free-Flow) позволяет автомобилистам въезжать на платники и выезжать с них без остановки и физической оплаты — через дорожные рамки. Счет за проезд формируется в автоматическом режиме по фактически пройденному расстоянию на основе классификации автомобиля и распознанных номерных знаков. После совершения поездки водитель должен в течение пяти дней зайти на сайт оператора, ввести номер автомобиля и заплатить за проезд. В противном случае владельцам легковых машин выписывается штраф в размере 1,5 тыс. руб., но при оплате в течение 20 дней с момента назначения штрафа он аннулируется.
В настоящий момент в стране безбарьерная система Free-Flow используется, в частности, на ЦКАД, М-12 «Восток», А-289, Московском скоростном диаметре (МСД) и проспекте Багратиона в Москве. Оплата проезда производится с помощью приложений и через сайт оператора. Однако платят не все.
В пресс-службе компании «Автодор» подтвердили Autonews.ru, что меры контроля внесения оплаты и штрафы предусмотрены для всех нарушителей, а для владельцев иностранных госномеров никаких привилегий нет. Вместе с тем и наказать нарушителей с иностранными номерами непросто. По факту сделать это зачастую можно лишь в момент пересечения автотранспортным средством границы с Россией.
«В соответствии с Федеральным законом № 241-ФЗ от 23.07.2025 на пунктах пропуска через границу Российской Федерации предусматривается контроль соблюдения законодательства о внесении платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам. Въезд на территорию Российской Федерации и выезд с территории Российской Федерации транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, допускается после внесения платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Такую задолженность владельцы транспортных средств обязаны оплачивать до пересечения границы», — уточнили в «Автодоре».
В компании подчеркнули, что информирование должников из других стран ведется по линии соответствующих министерств и ведомств стран СНГ при посредстве российского МИДа.

Контролировать задолженность владельцев иностранных транспортных средств и выставлять штрафы за неоплаченный проезд по платным автомобильным дорогам могут инспекторы Ространснадзора, в том числе на подъезде к границе России.
«С операторами платных автомобильных дорог в Республике Казахстан («КазАвтоЖол») и Республике Беларусь (ГУ «Белавтострада») организуется взаимное информирование пользователей о наличии у них задолженности за проезд по платным автомобильным дорогам», — заверили в «Автодоре».
В компании подчеркнули, что проблема неоплаты остается актуальной. В связи с этим правительством был подготовлен законопроект об увеличении размера штрафа за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам. Также прорабатывается комплекс дополнительных мер для сокращения количества нарушений.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов подтвердил Autonews.ru, что пока владельцы автомобилей с иностранными номерами могут пользоваться платными дорогами с безбарьерной системой оплаты без фактической оплаты. Это связано с несколькими факторами:
- недостаточной интеграцией систем контроля;
- отсутствием эффективного механизма взыскания долгов с иностранных водителей;
- отсутствием соответствующих полномочий.
«У Ространснадзора нет прав останавливать легковые автомобили, а у ГАИ нет возможности администрировать нарушения за неоплату проезда. Кроме того, система информационного обмена между ведомствами начала функционировать недавно, и ее эффективность остается под вопросом. Помимо этого, Федеральная таможенная служба выступает против расширения своих обязанностей по контролю за оплатой штрафов и задолженностей», — конкретизировал эксперт.
В пресс-службе концерна «Телематика» (разработчик системы «Свободный поток») пояснили Autonews.ru, что начисление платы для транспортных средств с иностранными номерами осуществляется в полном объеме и по тем же принципам, что и для автомобилей с российской регистрацией.
«В настоящее время система поддерживает распознавание номеров всех иностранных государств, автомобили которых совершают поездки по территории России», — заверили в компании.