2025 год стал для Porsche одним из самых сложных за последнее десятилетие. Компания, долгое время считавшаяся символом устойчивости и премиального статуса, впервые открыто признала: времена изменились. В июле уходящий генеральный директор Оливер Блуме заявил, что бренд столкнулся с «непростыми вызовами», связанными со спадом на мировом рынке электромобилей, растущими издержками и давлением со стороны Китая и США.
Снижение спроса и задержки с выходом новых моделей привели к падению поставок на 6% за первые шесть месяцев 2025 года. На фоне этого Porsche объявила о намерении сократить до 1900 рабочих мест к 2029 году — редкий шаг для компании, которая еще недавно рапортовала о рекордной прибыли и растущем штате.
Рекордный обвал прибыли
Главный удар пришелся по финансовым показателям. За первые три квартала 2025 года операционная прибыль Porsche сократилась на 99% — с более чем 4 млрд евро до символических 40 млн. Глобальная выручка упала на 1,7 млрд евро, а объем поставок — на 13 тыс. автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Руководство компании объясняет провал несколькими факторами. Среди них — слабый спрос на электромобили в Китае, новые пошлины на импорт в США, а также затраты на реструктуризацию и производство аккумуляторов. Только торговые барьеры на американском рынке, по оценке компании, в 2025 году обойдутся примерно в 700 млн евро.
Несмотря на драматичные цифры, в Porsche стараются сохранять спокойствие. Член правления по финансам и IT Йохен Брекнер отметил, что компания по-прежнему удерживает устойчивый денежный поток — показатель, который вырос с 1,24 до 1,34 млрд евро.
«Да, год выдался трудным. Но наши решения стратегического характера рассчитаны на будущее. Мы сознательно идем на временное ухудшение показателей, чтобы укрепить устойчивость и прибыльность Porsche в долгосрочной перспективе», — подчеркнул Брекнер.
На фоне европейского спада в Porsche выделяют два рынка, которые остаются точками роста — США и развивающиеся страны Азии. Поставки в эти регионы достигли исторического максимума. Более того, несмотря на охлаждение рынка электромобилей, Porsche сумела увеличить продажи электрических моделей на 56%.
Ключевой успех — стабильный спрос на Taycan, а также интерес к будущему Cayenne E-Hybrid. При этом представители компании осторожно намекают, что именно баланс между гибридными и традиционными моделями позволит удержаться на плаву, пока мировой рынок «электричек» ищет новую точку равновесия.
Удар по Volkswagen и пересмотр планов
Проблемы Porsche затронули и материнский концерн Volkswagen, которому компания принесла убытки примерно в $6 млрд. В сентябре Porsche официально отказалась от ряда планов по выпуску электромобилей — прежде всего из-за слабого спроса и торговых барьеров.
Volkswagen пересмотрел собственные прогнозы прибыли и теперь ожидает операционный результат в пределах 1,8 млрд евро. Рентабельность Porsche, ранее оценивавшаяся в 5–7%, снижена до 2%, а среднесрочная — с 17% до 15% «в лучшем случае».
«Автомобильная индустрия переживает масштабные структурные изменения. Мы приняли стратегические решения и готовы к трудному пути. Он потребует фокуса, терпения и значительных усилий», — заявил Блуме во время конференции с инвесторами.
Новый босс Михаэль Ляйтерс и его миссия
В январе 2026 года Porsche ожидает смена руководства. Место Оливера Блуме займет Михаэль Ляйтерс — инженер и менеджер с богатым опытом: он руководил McLaren, а ранее занимал должность технического директора Ferrari.
От него ждут не просто смены курса, а фактически «перезагрузки» компании. Ляйтерсу предстоит вернуть доверие инвесторов, стабилизировать продуктовую линейку и придать новый импульс бренду, который оказался зажат между традицией спортивных ДВС и неопределенным будущим электрификации.
Перестройка
Изменение курса коснется всей линейки. Porsche откладывает выход ряда полностью электрических моделей, включая новый внедорожник, который позиционируется выше Cayenne. Первая версия этой модели будет доступна с бензиновыми и гибридными установками, а не как «чистый» электрокар.
Компания также намерена продлить выпуск существующих автомобилей с ДВС и гибридными силовыми установками, включая Panamera, как минимум до 2030-х годов. Оливер Блуме выразил надежду, что Евросоюз проявит гибкость в отношении цели по нулевым выбросам CO₂ к 2035 году.
Прощайте, Macan, Boxster и Cayman
В отчетах третьего квартала Porsche подтвердила, что срок выпуска трех текущих моделей подходит к концу. Среди них — кроссовер Macan, остающийся самым продаваемым автомобилем марки (64 783 единицы за девять месяцев).
Г-н Брекнер заявил, что версия Macan с ДВС будет выпускаться минимум до середины 2026 года, а на некоторых рынках — даже до 2027-го. Это позволит компании «перекрыть» паузу до появления нового поколения, которое предложит гибридные и подключаемые варианты.
Сложнее ситуация с Boxster и Cayman. Производство текущего поколения 718 завершается в октябре. Изначально планировалось, что преемники будут исключительно электрическими, однако теперь курс изменен. Porsche решила сохранить бензиновые модификации — и сделать их верхними в модельной иерархии.
Следующее поколение 718, по данным Autocar, получит шестицилиндровый двигатель с гибридной технологией T-Hybrid, впервые использованной в 911 GTS. Этот 3,6-литровый оппозитный мотор компактнее предшественников, что упрощает компоновку.