РБК АВТО
Рынок
Подписаться на Telegram-канал

Porsche — перезагрузка. Как знаменитый бренд пытается пережить кризис

Прибыль Porsche рухнула почти до нуля: компания меняет стратегию развития
В 2025 году компания столкнулась с серьезным падением спроса и ростом издержек. На фоне глобального кризиса Porsche сокращает штат и перестраивает стратегию развития
Porsche Macan
Porsche Macan (Фото: Torkgaur / Shutterstock / FOTODOM)

2025 год стал для Porsche одним из самых сложных за последнее десятилетие. Компания, долгое время считавшаяся символом устойчивости и премиального статуса, впервые открыто признала: времена изменились. В июле уходящий генеральный директор Оливер Блуме заявил, что бренд столкнулся с «непростыми вызовами», связанными со спадом на мировом рынке электромобилей, растущими издержками и давлением со стороны Китая и США.

Снижение спроса и задержки с выходом новых моделей привели к падению поставок на 6% за первые шесть месяцев 2025 года. На фоне этого Porsche объявила о намерении сократить до 1900 рабочих мест к 2029 году — редкий шаг для компании, которая еще недавно рапортовала о рекордной прибыли и растущем штате. 

Рекордный обвал прибыли

Главный удар пришелся по финансовым показателям. За первые три квартала 2025 года операционная прибыль Porsche сократилась на 99% — с более чем 4 млрд евро до символических 40 млн. Глобальная выручка упала на 1,7 млрд евро, а объем поставок — на 13 тыс. автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Руководство компании объясняет провал несколькими факторами. Среди них — слабый спрос на электромобили в Китае, новые пошлины на импорт в США, а также затраты на реструктуризацию и производство аккумуляторов. Только торговые барьеры на американском рынке, по оценке компании, в 2025 году обойдутся примерно в 700 млн евро.

Несмотря на драматичные цифры, в Porsche стараются сохранять спокойствие. Член правления по финансам и IT Йохен Брекнер отметил, что компания по-прежнему удерживает устойчивый денежный поток — показатель, который вырос с 1,24 до 1,34 млрд евро.

«Да, год выдался трудным. Но наши решения стратегического характера рассчитаны на будущее. Мы сознательно идем на временное ухудшение показателей, чтобы укрепить устойчивость и прибыльность Porsche в долгосрочной перспективе», — подчеркнул Брекнер.

Фото: Joko / Imago / Global Look Press
Фото: Joko / Imago / Global Look Press

На фоне европейского спада в Porsche выделяют два рынка, которые остаются точками роста — США и развивающиеся страны Азии. Поставки в эти регионы достигли исторического максимума. Более того, несмотря на охлаждение рынка электромобилей, Porsche сумела увеличить продажи электрических моделей на 56%.

Ключевой успех — стабильный спрос на Taycan, а также интерес к будущему Cayenne E-Hybrid. При этом представители компании осторожно намекают, что именно баланс между гибридными и традиционными моделями позволит удержаться на плаву, пока мировой рынок «электричек» ищет новую точку равновесия.

Удар по Volkswagen и пересмотр планов

Проблемы Porsche затронули и материнский концерн Volkswagen, которому компания принесла убытки примерно в $6 млрд. В сентябре Porsche официально отказалась от ряда планов по выпуску электромобилей — прежде всего из-за слабого спроса и торговых барьеров.

Volkswagen пересмотрел собственные прогнозы прибыли и теперь ожидает операционный результат в пределах 1,8 млрд евро. Рентабельность Porsche, ранее оценивавшаяся в 5–7%, снижена до 2%, а среднесрочная — с 17% до 15% «в лучшем случае».

«Автомобильная индустрия переживает масштабные структурные изменения. Мы приняли стратегические решения и готовы к трудному пути. Он потребует фокуса, терпения и значительных усилий», — заявил Блуме во время конференции с инвесторами.

Новый босс Михаэль Ляйтерс и его миссия

В январе 2026 года Porsche ожидает смена руководства. Место Оливера Блуме займет Михаэль Ляйтерс — инженер и менеджер с богатым опытом: он руководил McLaren, а ранее занимал должность технического директора Ferrari.

Михаэль Ляйтерс
Михаэль Ляйтерс (Фото: McLaren)

От него ждут не просто смены курса, а фактически «перезагрузки» компании. Ляйтерсу предстоит вернуть доверие инвесторов, стабилизировать продуктовую линейку и придать новый импульс бренду, который оказался зажат между традицией спортивных ДВС и неопределенным будущим электрификации.

Перестройка

Изменение курса коснется всей линейки. Porsche откладывает выход ряда полностью электрических моделей, включая новый внедорожник, который позиционируется выше Cayenne. Первая версия этой модели будет доступна с бензиновыми и гибридными установками, а не как «чистый» электрокар.

Компания также намерена продлить выпуск существующих автомобилей с ДВС и гибридными силовыми установками, включая Panamera, как минимум до 2030-х годов. Оливер Блуме выразил надежду, что Евросоюз проявит гибкость в отношении цели по нулевым выбросам CO₂ к 2035 году.

Прощайте, Macan, Boxster и Cayman

В отчетах третьего квартала Porsche подтвердила, что срок выпуска трех текущих моделей подходит к концу. Среди них — кроссовер Macan, остающийся самым продаваемым автомобилем марки (64 783 единицы за девять месяцев).

Г-н Брекнер заявил, что версия Macan с ДВС будет выпускаться минимум до середины 2026 года, а на некоторых рынках — даже до 2027-го. Это позволит компании «перекрыть» паузу до появления нового поколения, которое предложит гибридные и подключаемые варианты.

Сложнее ситуация с Boxster и Cayman. Производство текущего поколения 718 завершается в октябре. Изначально планировалось, что преемники будут исключительно электрическими, однако теперь курс изменен. Porsche решила сохранить бензиновые модификации — и сделать их верхними в модельной иерархии.

Следующее поколение 718, по данным Autocar, получит шестицилиндровый двигатель с гибридной технологией T-Hybrid, впервые использованной в 911 GTS. Этот 3,6-литровый оппозитный мотор компактнее предшественников, что упрощает компоновку.

Porsche 718 Cayman GTS
Porsche 718 Cayman GTS (Фото: Porsche)

И все же Porsche не отказывается от идеи полностью электрической версии 718. По предварительным данным, ее основой станет архитектура, общая с серийной Audi Concept C. Представитель Audi по техническим разработкам Даниэль Шустер уже подтвердил, что будущие спорткары внутри концерна Volkswagen будут использовать унифицированную платформу.

Однако сроки сдвигаются. На фоне снижения спроса на электромобили Porsche не спешит выводить новые EV-модели, предпочитая «доработать технологию и дождаться стабилизации рынка».

Перспективы компании

Для компании, десятилетиями строившей имидж успешного и прибыльного производителя, нынешний год стал болезненным, но, как уверяют в Штутгарте, необходимым. Porsche проходит через масштабную стратегическую перестройку, и ее последствия станут заметны лишь через несколько лет.

Сокращение штата, снижение маржи и перенос запусков моделей выглядят тревожно, но внутри компании уверены: именно сейчас закладывается фундамент будущей устойчивости. Ставка делается на технологическое разнообразие — не отказ от ДВС, а гибкое сосуществование с гибридными и электрическими решениями.

На рынке, где многие бренды спешат «оцифровать» себя любой ценой, Porsche выбирает выжидательную позицию. И хотя 2025 год компания завершит с минимальной прибылью, в Штутгарте рассчитывают, что временные потери обернутся обновлением бренда и возвращением к стабильному росту уже во второй половине десятилетия.

Фото: Porsche