РБК АВТО
Утилизационный сбор
Подписаться на Telegram-канал

Льготные ставки, цены и локализация. Мантуров — о последствиях утильсбора

Денис Мантуров рассказал о главных последствиях нового утильбора
Первый вице-премьер Денис Мантуров рассказал о нюансах новых ставок утилизационного сбора и объяснил, к чему готовиться российским водителям
Фото: «Автотор»
Фото: «Автотор»

Минпромторг назвал дату вступления новых правил расчета утильсбора. По плану ведомства, они должны заработать 1 декабря 2025 года. Первый вице-премьер России Денис Мантуров в интервью «РИА Новости» рассказал о нюансах и последствиях нового утильсбора для автомобильного рынка, Самые главные заявления чиновника — в материале Autonews.ru.

Минпромторг предложил по-новому высчитывать сумму платежа утилизационного сбора. Ведомство хочет устанавливать ставку не только по объему двигателя, как в настоящий момент, но и по мощности машины. При этом льготные тарифы сохранятся для физлиц только на автомобили, которые оснащены моторами с отдачей не выше 160 л.с. В свою очередь, сбор на более мощные модели резко возрастет.

Причины переноса реформы

Минпромторг решил перенести сроки вступления в силу новых правил расчета утилизационного сбора на легковые автомобили. Вместо ноября нововведение заработает с 1 декабря. В ведомстве объяснили, что пошли на такой шаг с учетом интересов водителей. Дело в том, что некоторые автомобилисты заказали и оплатили машины с мощностью двигателя свыше 160 л.с. уже после публикации проекта с новыми параметрами, после чего столкнулись с задержками в доставке.

Зачем нужно реформирование утильсбора

Как объяснил Мантуров, на данный момент в России необходимо создать условия для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт. При этом он подчеркнул, что это нормальная мировая практика.

«Мы уже не раз говорили о том, что у нас нет цели «закрыть» рынок, чтобы наши производители жили в условиях отсутствия конкуренции — понятно, что это затормозит их собственное развитие», — подчеркнул чиновник.

Фото: Bulkin Sergey / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / NEWS.ru / Global Look Press

Новые ставки не затронут 80% российского авторынка

Мантуров напомнил, что после вступления в силу готовящихся изменений льготный коэффициент сохранится для машин, которые оборудованы двигателями мощностью не выше 160 л.с. По подсчетам властей, к этой категории относится более 80% российского автопарка.

«Мы сохраняем льготный коэффициент расчета утильсбора на ввоз иномарок для собственных нужд. Напомню, что такой подход реализуется уже много лет, обеспечивая доступ к самым массовым и востребованным у граждан зарубежным моделям», — сказал Мантуров.

Кроме этого, корректировка утилизационного сбора не окажет существенного влияния на стоимость российских автомобилей. Дело в том, что государство предоставляет отечественным производителям целый комплекс промышленных субсидий.

«Драматичного» роста цен не прогнозируется

По мнению Мантурова, между изменением условий оплаты утилизационного сбора и ростом цен не стоит ставить знак равно. Чиновник заметил, что на стоимость автомобилей гораздо большее влияние оказывают иные факторы. Среди них: волатильность курсов валют, затраты на логистику и изменения в денежно-кредитной политике.

«Исходя из динамики цен у официальных дилеров, спустя два этапа индексации утильсбора, прошедших в октябре прошлого года и в январе текущего года, драматичного роста цен, который прогнозировали отраслевые эксперты, не произошло», — заключил вице-премьер.

Сборка автомобилей в России

Фото: Jasen Wright / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Jasen Wright / Shutterstock / FOTODOM

Как считает Денис Мантуров, на данный момент в России выпускают автомобили практически всех «наиболее популярных сегментов». Примеров вице-премьер не привел, однако заметил, что линейка таким машин постоянно расширяется.

«В том числе за счет моделей, которые ранее импортировались, а теперь локализуются на территории нашей страны», — резюмировал он.

В зоне риска — «санкционные» автомобили

Впрочем, Мантуров признал, что новая методика расчета утильсбора затронет стоимость «санкционных» иномарок, которые привозят в Россию по параллельному импорту. К ним чиновник отнес автомобили тех брендов, которые после начала военной операции на Украине в 2022 году ушли с российского рынка «в одностороннем порядке». Также в этот список вошли машины китайских марок, чьи официальные представительства уже есть в России.

«Существование такой «лазейки» может снижать привлекательность российского рынка для производителей, которые вкладывают средства в развитие сервисных сетей, выполнение гарантийных обязательств, развитие выгодных финансовых продуктов и создание интересных условий для приобретения автомобиля», — подчеркнул Мантуров.

Последствия индексации утильсбора

Индексация утилизационного сбора, по словам Мантурова, стимулирует зарубежные компании «более предметно рассмотреть локализацию» производства автомобилей в России. Например, после того, как стало известно о новой реформе ставок, представители сразу трех иностранных автокомпаний посетили один из заводов в России. Он объяснил, что они «присматривались» к возможности дозагрузить мощности производством собственных моделей.

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

Утилизационный сбор и премиальные иномарки

Благодаря постепенному реформированию утилизационного сбора в России удалось наладить выпуск автомобилей в высоком ценовом сегменте, считает Мантуров. В качестве примера чиновник привел производство гибридных автомобилей Voyah в Липецкой области и сборку кроссоверов Exeed в Подмосковье. Причем о локализации китайских премиальных официально до этого не сообщалось.

«Это тоже стало возможным за счет государственных мер поддержки, в том числе благодаря донастройке механизма утилизационного сбора», — подчеркнул вице-премьер.

По данным аналитического агентства «Автостат», в сентябре 2025 года физлица завезли по параллельному импорту в Россию 17,8 тыс. автомобилей, на которые сейчас действуют льготные ставки утилизационного сбора.

Самыми популярными моделями тут стали: Geely Monjaro (6,6%), Toyota RAV4 (6,6%), Toyota Highlander (5,9%), Kia Sportage (3,8%) и Hyundai Tucson (3,5%). Все эти модели оборудованы моторами мощностью более 160 л.с. В случае, если инициатива Минпромторга получит «зеленый свет», то льготный утильсбор на эти машины будет отменен.

Что касается иностранных автокомпаний, которые работают в России официально, собственное производство есть у Haval, Exeed, Voyah, BAIC, Сitroen, SWM и Kayi. Причем в сентябрьский топ-10 самых продаваемых машин из них смог попасть только Haval. Также машины в России собирают отечественные марки Lada, УАЗ, Sollers, «Москвич», Solaris, Tenet и Evolute.