Что такое выхлоп
Выхлоп (формально — выхлопные газы) − это продукты сгорания топлива в двигателе внутреннего сгорания, выбрасываемые через систему отвода. Иными словами — всё, что выходит из трубы в процессе работы, называют выхлопом.
Следить за цветом и характером выхлопа крайне важно: иной раз это может рассказать о состоянии двигателя лучше любого датчика. Например, белый дым часто указывает на проблемы с охлаждающей жидкостью, а черный дым — на перебор с топливом. Если же из трубы повалил синий или сизоватый дым, это почти всегда говорит о том, что мотор стал активно «кушать» масло.
При этом, несмотря на общую причину, у бензиновых и дизельных ДВС типичные пути попадания масла в камеру сгорания отличаются. Это связано с конструктивными особенностями. Поэтому все описанные далее неисправности могут присутствовать на обоих типах, но чаще выделяют характерный пул проблем как для дизеля, так и для бензина.
Причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя
1. Повреждение поршневых колец
Когда кольца теряют упругость или ломаются, масло беспрепятственно попадает в камеру сгорания из картера. В результате возникает густой синий дым и отмечается падение компрессии.
2. Износ направляющих клапанов
Если направляющие втулки или сальники клапанов «уставшие», масло стекает в цилиндр со стороны головки блока. Особенно эффект заметен на холодную, когда из камер выгорает натекшее туда за время простоя масло.
3. Проблемы с системой вентиляции
Закупорка или повреждение системы вентиляции картерных газов (ВКГ) приводит к повышенному давлению в подпоршневом пространстве, что провоцирует выдавливание масла в цилиндры из картера.
Причины синего дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя
1. Износ газораспределительного механизма
Сильно «поезженный» распредвал, гидрокомпенсаторы, толкатели или сбитые ремень/цепь ГРМ ведут не только к нарушению фаз, но и увеличению люфтов. А значит — к попаданию масла в цилиндры.
2. Повреждение турбокомпрессора
Изношенные детали турбины часто становятся «маслопроводом» в камеры сгорания. При этом дым заметен особенно четко на высоких оборотах.
3. Износ цилиндро-поршневой группы
Здесь причина аналогична бензину: изношенные кольца, задиры или овальность цилиндров и т.д.
Чем опасен синий дым из выхлопной трубы
- Увеличенный расход масла. Здесь очевидно.
- Снижение ресурса самого двигателя — масляные отложения ухудшают теплоотвод, снижают способность к естественной смазке трущихся поверхностей и ускоряют износ цилиндров, клапанов, а заодно и свечей.
- Засорение катализатора или сажевого фильтра — масло в выхлопе быстро убивает дорогостоящие элементы. Масляной грязью покрывается всё, что находится за выпускным коллектором: катализатор, сажевик, резонатор, глушитель.
По итогу, если игнорировать дымление месяцами, капитальный ремонт двигателя станет неизбежным.
Как устранить синий дым из выхлопной трубы (диагностика)
Каким-то одиночным действием или процедурой такой комплексный симптом не устранить. Тем не менее существуют вполне четкие диагностические указания, которые следует выполнить до посещения сервиса.
- Осмотрите, вывернув, свечи зажигания и днище поршней — по этим признакам (наравне с интенсивностью дымления) можно примерно оценить степень попадания масла в цилиндры.
- Проверьте компрессию. Это можно сделать самостоятельно — компрессометры стоят недорого.
- Проверьте приблизительное состояние турбины (если она есть) сняв с нее патрубок. Скорее всего, там будет масло, но важнее проверить люфты. Турбинное колесо не должно болтаться при качании его пальцами. Допустим лишь минимальный, едва ощутимый люфт.
- Старайтесь сильно не нагружать двигатель до устранения причины дымления.
- Не затягивайте с профессиональной диагностикой. Капремонт или замена двигателя выйдут кратно дороже.
Профилактика синего дыма из выхлопной трубы
- Используйте масло рекомендованного допуска и вязкости. Более жидкое будет сильнее утекать через зазоры и неплотности и угорать — особенно, если мотор не новый. Напротив, слишком густая смазка будет хуже прокачиваться зимой на старте — это приводит к сухому трению и интенсивному износу деталей.
- Своевременно меняйте масло и фильтры. Микрочастицы грязи изнашивают пары трения и провоцируют увеличение угара.
- Следите за состоянием системы вентиляции картера. Раз в 3–5 лет рекомендуется снимать патрубки и клапан ВКГ с целью очистки.
Частые вопросы
Как отличить «безопасный» дым при перегазовке от серьезной неисправности?
На самом деле дым при перегазовке — это тоже не норма. Но если он появляется только на холодном запуске или после долгой стоянки, скорее всего, изношены маслосъёмные колпачки. Это меньшее из зол. Постоянный же синий дым — верный признак серьезного износа (и, скорее всего, не только колпачков).