РБК АВТО
Закон
Подписаться на Telegram-канал

ГОСТ на автомобильные алкозамки хотят поменять. Что ждет водителей

Алкозамки в машинах будут работать только в связке с ЭРА-ГЛОНАСС
В России планируется изменить ГОСТ для автомобильных алкозамков. Устройства должны «поумнеть» и передавать данные о водителях через модули ЭРА-ГЛОНАСС. Autonews.ru выяснил подробности
Фото: zstock / Shutterstock / FOTODOM
Фото: zstock / Shutterstock / FOTODOM

Актуальный ГОСТ на автомобильные алкозамки действует в России с 2023 года. Действующие требования к устройствам, не дающим нетрезвым водителям завести машину, предложило пересмотреть ФГУП НАМИ. Соответствующие поправки в ГОСТ-Р 70637 уже подготовлены научным центром. В отличие от прежних алкозамков, новые устройства будут работать только в связке с государственной информационной системой ЭРА-ГЛОНАСС. Такая платформа сможет не просто не допускать выезда нетрезвых водителей на дороги, но и передавать информацию с алкометра внешним потребителям.

Дальше — через ЭРА-ГЛОНАСС

В пресс-службе ФГУП НАМИ, куда Autonews.ru обратился за комментариями, заявили, что принципиальных отличий в новом ГОСТе по отношению к действующему не содержится. В частности, стандарт по-прежнему будет носить лишь рекомендательный характер, оснащать все машины алкотестерами не придется. В первую очередь, ГОСТ направлен на автотранспортные предприятия, такси и каршеринг.

Алкозамки — это устройства, которые устанавливаются в салоне транспортного средства. Они блокируют запуск двигателя при обнаружении в выдыхаемом водителем воздухе паров алкоголя. Запуск невозможен до момента, пока автомобилист не дунет в алкометр.

«ГОСТ носит рекомендательный характер, не предполагает каких-либо обязательств. Действующий ГОСТ с 2023 года предусматривает, что для сбора и обработки телеметрической информации от алкозамков используется платформа верхнего уровня, которая может функционировать на базе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» или иных навигационной-информационных систем», — конкретизировали в пресс-службе.

В научном центре подчеркнули, что проект изменений стандарта учитывает текущие требования законодательства по предоставлению любой информации только в государственную информационную систему и вносит корректировку в части иных навигационно-информационных систем. Иными словами, за передачу информации от алкозамков будет отвечать исключительно ЭРА-ГЛОНАСС.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

В соответствии с действующим ГОСТом, на проверку водителя отводится не более 15 секунд, а диапазон измерений содержания алкоголя варьируется от 0 до 0,95 мг этанола на литр выхода. Личность проверяемого идентифицируется по биометрии через камеру. Информация передается оператору платформы и внешним потребителям — автотранспортному предприятию и ГИБДД.

Отказ от передачи данных в иные навигационно-информационные системы в пресс-службе НАМИ объяснили тем, что ЭРА-ГЛОНАСС как элемент критической информационной инфраструктуры (КИИ) обеспечивает некорректируемость передачи данных, надежность и информационную защиту получаемой и передаваемой информации.

«Использование инфраструктуры уже работающей ЭРА-ГЛОНАСС для платформы верхнего уровне исключает расходы бюджета на создание, эксплуатацию дублирующей по функционалу госсистемы, и стоимость возможного сервиса соответственно», — подчеркнули в институте.

Что еще изменится

Ожидается, что после внедрения нового ГОСТа устройства будут блокировать не запуск двигателя, а именно начало движения. Такая корректировка важна с точки зрения безопасности. К примеру, запуск двигателя может требоваться не собственно для езды, а для работы отопителя зимой. В некоторых случаях в условиях холодного времени года речь может идти о жизни и смерти.

Также алкозамки планируется настроить в соответствии с актуальными нормами пороговых значений содержания этанола в выдохе: 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха. При превышении порога движение будет невозможно.

Приборы, в соответствии с новым стандартом, должны будут определять личность с помощью камеры и передавать данные о местонахождении автомобиля перед каждой поездкой: все эти данные будут связаны.

Фото: zstock / Shutterstock / FOTODOM
Фото: zstock / Shutterstock / FOTODOM

В декабре планируется утвердить два новых стандарта по алкозамкам. В одном будут зафиксированы методы испытания индикатора паров этанола, в другом — методы функционального тестирования. Оба проекта стандартов отправлены на утверждение.

Алкозамки — каждому автомобилю

Эксперты, опрошенные Autonews.ru не исключают, что изменение ГОСТа на алкозамки может стать важной вехой в развитии системы. 

Первый эксперимент по оснащению автомобилей алкозамками проходил в России в 2010 году. Тогда устройствами оснастили школьные автобусы в ряде регионов. Однако дальше эксперимента дело пока не пошло по ряду причин. Как пояснила Autonews.ru заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова, в ходе эксперимента были выявлены серьезные недочеты, на что указывали, в частности, рекомендации водителям.

«При тестовом запуске рекомендовали водителям не наносить слишком много одеколона на себя, духов, парфюма, не курить и не употреблять какие-либо препараты, которые могут так или иначе сбить работу алкотестера», — напомнила эксперт.

По словам Рудаковой, внедрению алкозамков в России как обязательной системы мешает солидный набор факторов:

  • не на каждую машину сейчас можно установить такой алкозамок;
  • водители будут вынуждены платить за то, чтобы устройство функционировало и не ломалось;
  • для работы потребуется стабильное интернет-соединение;
  • у прибора может быть погрешность на стеклоомывающую жидкость и духи;
  • курение может сбивать работу алкотестера;
  • пьющие граждане в любом случае найдут способ обойти систему.

«Всегда в таких историях включаются технический и человеческий факторы. Если мы говорим только про те машины, которые будут поступать на рынок, их стоимость сразу вырастет. Если вдруг ошибочно произошла блокировка, большой вопрос, насколько оперативно и как мы сможем эту историю исправить», — добавила Рудакова.

Специалист считает, что средства, которые государство готово вложить в эту инициативу, было бы грамотнее направить на профилактику самого алкоголизма, поскольку обойти систему всегда возможно: «Когда ограничения вводятся как карательные или насильственные, всегда находятся те, кто ищет варианты обхода, и, как правило, их находят».

Фото: Alibaba
Фото: Alibaba

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что для массового применения алкозамков в России требуется внести множество поправок в законодательство. Саму же систему ЭРА-ГЛОНАСС эксперт назвал надежной в плане сохранности конфиденциальных данных: по мнению Шапарина, возможности утечек данных минимальны.

«Контроль и надзор за водителями осуществляет Госавтоинспекция. И именно она должна идентифицировать, вылавливать и наказывать пьяных водителей. Что касается алкозамков, к тому же требующих регулярной поверки, мы выступали и выступаем против», — заявил эксперт.

Читайте также: