Долгами в сотни тысяч и миллионы рублей обернулась для многих россиян покупка автомобиля в Армении. Граждане приобретали в соседней стране машины для личного пользования и оформляли ввоз в соответствии с действующим законодательством, а позднее стали получать предписание от таможни доплатить гигантские суммы за утилизационный сбор и пени за ошибочное применение льгот. Autonews.ru разобрался в ситуации.
Почему доначисляют утильсбор на машины из Армении
В Autonews.ru обратились представители общероссийского общественного движения «Авто Союз» и граждане, получившие предписания от таможни доплатить утилизационный сбор на ранее купленные в Армении автомобили. С начала 2025 года в должниках оказались сотни таких автовладельцев. Граждане пользовались легальной возможностью покупки в соседней стране и приобретали преимущественно недорогие транспортные средства, но в результате оказались в должниках. Суммы, которые им доначислили, порой превышают стоимость самих машин. Помимо утилизационного сбора, таможенные органы требуют с них уплатить пени в сотни тысяч и даже миллионы рублей.
По словам члена совета «Авто Союза» Сергея Шубина, суммы доначисления «утиля» начинаются от 350–400 тыс. руб., а в некоторых случаях доходят до 3 млн руб. Все проблемные автомобили были ввезены в Армению из третьих стран, а позднее поставлены на российский учет. В основном с требованием доплатить столкнулись обладатели не самой свежей техники 2018–2019 годов производства.
Требования по доплате таможенные органы подкрепляют правом на проверку правильности оплаты «утиля» в течение трех лет и изменениями в законодательстве, датированными 2023 годом. Граждане с подобным не согласны и считают действия таможни незаконными, однако на деле доказать правоту им сложно. В распоряжении Autonews.ru имеется множество обращений и документов с ответами различных ведомств по таким случаям за 2025 год.
Кто и как сталкивается с доначислением утильсбора
По словам автовладельца по имени Антон, с которым пообщался корреспондент Autonews.ru, на момент покупки автомобиля в Армении и последующей постановки его на российский учет ни о каких возможных проблемах он не думал, однако недавно внезапно для себя стал должником на 700 тыс. руб. Аналогичные проблемы возникли у многих других автолюбителей, преимущественно оформлявших машины в Южном федеральном округе.
«С 2014 года по 2020 год к автомобилям в Армении применялись национальные армянские ставки, которые были ниже российских, — напомнил Антон. — К таким машинам применялся переходный период сроком три года. В 2023 году они перешли в статус товаров Таможенного союза и получили выписку «Свободное обращение» на территории всего союза. Они выпускались по таможенному приходному ордеру (ТПУ). Люди свободно приходили на российскую таможню, подавали документы и ставили на учет машины, которые купили до ноября 2023 года. Утильсбор по ним составлял 5 200 руб. Поставил на учет и через полтора года после этого приходит письмо от таможни. У меня шестеро детей: пять школьников и одна дочка 1,5 года. Вот так моя многодетная семья стала должником в один день на 700 тыс. руб.», — рассказал о ситуации автовладелец.
Еще несколько примеров (все документы есть в распоряжении Autonews.ru). Автовладельцу по имени Алексей, купившему автомобиль 2008 года выпуска за 200 тыс. руб., растаможенный в Армении в 2017 году, доначислили 700 тыс. руб. А Абету, купившему машину 2014 года производства за 343 тыс. руб. (растаможена в Армении в 2019 году), — доплату в 1 273 800 руб. плюс пеню в 969 977 руб. и судебные расходы в 12 719 руб.
В чем нюансы начисления с точки зрения закона
Как пояснил Autonews.ru Сергей Шубин, проблемные автомобили ввозились в Армению из третьих стран до 2020 года, а при присоединении республики к Таможенному союзу был дан переходный период сроком три года: с 1 января 2020 года в Союзе начали применяться единые ставки «утиля», но именно с этого момента по отношению к Армении стал исчисляться переходный период. В соответствии с законодательством, никаких доплат при постановке на российский учет армянских машин физлицами не требовалось. Введенные изменения касались лишь машин, ввезенных в страны ЕАЭС в рамках товарооборота, но не гражданами для личного пользования.