С 1 декабря в России должны заработать новые правила начисления утилизационного сбора на автомобили. Стоит ли ждать единовременного скачка цен или пока остается шанс купить машину по относительно гуманной стоимости, редакция Autonews.ru поинтересовалась у экспертов.
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.
Правительство России утвердило новые правила расчета утилизационного сбора 1 ноября. Льготный утильсбор, который оплачивают физические лица при ввозе легковых машин из-за границы, будет распространяться только на автомобили мощностью до 160 л.с. На все остальные транспортные средства он будет начисляться по коммерческим ставкам, размер которых выше льготного в разы.
Что будет с продажами и ценами в декабре
По словам генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, декабрь в России традиционно является неплохим месяцем для автодилеров и дистрибьюторов.
«К 1 декабря все автодилеры стараются накопить объем автомобилей, на которые повлияют новые правила. И, конечно, кто-то будет пытаться поднять стоимость автомобиля, чтобы получить дополнительную прибыль, но в целом рынок будет сохранять равновесие, и роста цены не будет», — считает эксперт.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич спрогнозировал просадку по продажам в декабре.
«Короткий цикл роста ежемесячных продаж подходит к концу. В декабре рынок ждет жесткая посадка. Оживление продаж, если и произойдет, то не раньше весны 2026 года», — уточнил собеседник Autonews.ru.
Директор по развитию партнерской сети «Китаяна» Артемий Тушков в декабрьском росте цен на автомобили не сомневается.
«Ждать повышения цен стоит, и это будет не просто очередной рост цен, а настоящий ценовой шок. С 1 декабря 2025 года изменятся формулы начисления утилизационного сбора для большинства новых иномарок. И это уже не вопрос обсуждения, это утвержденные цифры. Эту разницу неминуемо заложат в ценник для конечного покупателя», — уверен специалист.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр придерживается той же позиции.
«Совершенно очевидно, что цены будут повышаться. Они будут подстраиваться под новый утилизационный сбор», — пояснил Хайцеэр.
По его словам, новые ставки утильсбора неизбежно приведут к подорожанию автомобилей. Речь идет не только о новых машинах, но и о подержанных, особенно с двигателями более 2,0 л и мощностью свыше 160 л.с., выразил уверенность эксперт.
«На цены в конце года и в начале 2026-го будут влиять несколько факторов: уровень утильсбора, стоимость логистики и комплектующих, колебания валютного курса, а также активность дилеров и наличие акций и бонусов для покупателей», — пояснили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
«Цены на продукцию повысятся в декабре. Увеличение стоимости не будет значительным, но будет точно. Сейчас период достаточно активного спроса, при этом склады вымываются, и создается ситуация дефицита. И на этом нарушенном торговом балансе автомобили будут прибавлять в цене», — прокомментировал ситуацию директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
Эксперт подчеркнул, что исключения вряд ли будут: если пять — шесть брендов поднимают цены, то и другие марки, даже если у них нет дефицита, пересматривают торговые условия, ценовые политики, сокращают скидки.
По каким моделям «утиль» ударит сильнее всего
По прогнозам Тушкова, наибольший рост стоимости будет наблюдаться в сегменте автомобилей с моторами мощностью от 160 до 250 л.с. В первую очередь к таковым относятся мощные внедорожники.