20 ноября 2025 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий контроль за машинами с нарушением требований к тонировке. Эксперты объяснили Autonews.ru, кого коснутся нововведения и возможно ли в обозримой перспективе смягчение норм к светопропускаемости стекол.
Что изменится
О подготовке законопроекта, исключающего возможность безнаказанно перемещаться по российским дорогам на тонированных машинах из стран, не входящих в Таможенный союз, стало известно еще в сентябре. Инициативу внесли в Госдуму 29 сентября, а уже 20 ноября одобрили в первом чтении. Рассмотрение документа идет в ускоренном темпе: на поправки ко второму чтению отводится минимальный срок — 15 дней.
Авторы законопроекта предлагают внести поправки в ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Отсылку к этому документу намерены изменить на «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», которые были утверждены Совмином — правительством России в 1993 году.
Дело в том, что в настоящее время требования Технического регламента Таможенного союза не распространяются на временно ввезенные в Россию автомобили из стран, не входящих в союз. Этим пользуются как подданные других государств, так и россияне, предпочитающие не ставить такие машины на учет. В частности, эти автомобили на иностранных номерах могут безнаказанно ездить с тонированными передними боковыми и лобовым стеклами. Их тонировка более чем на 30% запрещена в России. Нарушение ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП предусматривает штраф в размере 500 руб.
В пояснительной записке уточняется, что законопроект позволит привлекать к административной ответственности водителей «в случаях предъявления ими документов, выданных таможенными органами и подтверждающих помещение транспортного средства под таможенный режим (который не предусматривает возможность отчуждения) на срок не более шести месяцев».
Почему это важно
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Общественной палаты Александр Холодов в беседе с Autonews.ru пояснил, что проблема действительно важна, поскольку речь идет о безопасности.
«Когда автомобиль останавливают на посту, гаишникам лучше знать, кто в нем находится: семья с детьми или пять бородатых мужчин с автоматами. Это касается вопроса безопасности», — конкретизировал эксперт.
Того же мнения придерживается и автоюрист Лев Воропаев.
«Вопрос связан с тем, что у нас тонированные автомобили нередко используют незаконопослушные граждане. Поэтому вопрос решается так, чтобы сотрудники правоохранительных органов всегда могли их опознать, выявить. В том числе с помощью различных камер на дорогах», — пояснил собеседник Autonews.ru.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин также считает, что проблема «правовой дырки» пока актуальна.
«На автомобили из Армении распространяется Техрегламент, они подпадают под это требование и сейчас, а вот все остальные (Южная Осетия, Абхазия, Грузия) — жители стран, которые не входят в Таможенный союз, — без проблем ездят на тонировке. К ним нельзя было применить никакую санкцию. С внесением поправок станет можно», — подчеркнул эксперт.
Чем еще опасна тонировка
Борьба с излишней тонировкой в России, по мнению Холодова, связана с еще одним немаловажным аспектом — безопасностью самих водителей и пешеходов.
«Зачастую люди неправильно понимают вопрос. Здесь речь даже не о том, насколько хорошо видно человеку, который за рулем, хотя это тоже играет роль. Например, я подъезжаю на перекресток и через окна соседнего автомобиля вижу, что там пешеход не идет. Если соседняя машина затонирована, это снижает общий уровень безопасности не только для того, кто в этой машине, но и для соседних автомобилей», — считает член Общественной палаты.
Будут ли поблажки
Несмотря на то что рассматриваемая Госдумой инициатива не приведет к ужесточению наказания для автомобилистов за чрезмерную тонировку, в России периодически поднимается вопрос как об усилении контроля, так и о полной отмене или смягчении требований к светопропусканию стекол.
В частности, в июне 2025 года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий смягчение требований к светопропусканию. Глава комитета нижней палаты парламенту по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил изменить разрешенное светопропускание до уровня не менее 60%, дифференцировать виды стекол и увеличить штраф до 3 тыс. руб. в случае с лобовым стеклом и до 1 тыс. руб. — с боковыми передними (до 750 руб. и 2250 руб. соответственно с учетом скидки).
Холодов в беседе с Autonews.ru назвал инициативу Нилова популизмом и выразил уверенность, что ей не дадут ход как минимум из-за одной серьезной причины.
«Есть нормы Таможенного союза, международные нормы, и Россия должна им соответствовать. А там никаких смягчений нет», — конкретизировал эксперт.
Воропаев считает, что в обозримой перспективе российским автомобилистам не стоит ждать поблажек.
«Я думаю, этот вопрос с точки зрения смягчения мер наказания и обеспечения вряд ли решится сейчас и в перспективе нескольких лет. Года три, думаю, никаких послаблений в этом плане точно не будет», — уточнил Воропаев.
Напомним, что отступление от установленных законодательством требований, касающихся степени тонировки стекол автомобилей, чревато не только штрафом, но и административным арестом. Снятие тонировки любого типа после остановки инспекторами не поможет избежать штрафа, поскольку он выписывается за уже совершенное правонарушение.
Читайте также:
Штраф за тонировку в 2025: какой, как обжаловать
Что такое «иранская тонировка», как выглядит и есть ли за нее штраф
Вот что ждет водителей до конца 2025 года. 7 новых штрафов и ужесточений
В России предложили штрафовать за «иранскую тонировку». Согласны не все