РБК АВТО
Дилеры Эксклюзив
Подписаться на Telegram-канал

Основатель «Обухова»: новый «утиль» не изменит авторынок

Основатель ГК «Обухов» посоветовал не тянуть с покупкой машины, если она нужна
Основатель ГК «Обухов» Дмитрий Амелин рассказал Autonews.ru о сроках возвращения ведущих автобрендов, новом утильсборе и грядущем подорожании машин. Мы узнали, что ждет отечественный авторынок
Фото: Shatokhina Natalia / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Shatokhina Natalia / NEWS.ru / Global Look Press

До повышения ставок утилизационного сбора в России остались считанные дни: с 1 декабря 2025 года будет запущена новая схема начисления «утиля», а с января 2026 года ставки дополнительно проиндексируют. О том, как нововведение скажется на ценах, о присутствии на рынке зарубежных марок и о возможности возвращения в страну традиционных автобрендов Autonews.ru поговорил с основателем ГК «Обухов» Дмитрием Амелиным.

— C 1 декабря 2025 года начнет действовать новая схема начисления утилизационного сбора, а следующее повышение коэффициентов случится 1 января. Как это скажется на продажах новых автомобилей и надолго ли хватит складских запасов?

— За свою карьеру я многократно сталкивался с повышением утильсбора. В итоге это никак по-настоящему не отражается на рынке. Да, машины подорожают. Да, какое-то время люди будут привыкать к новым ценам, но это ненадолго. Скорее всего, быстро распродадутся автомобили, завезенные по старым ценам. Все забудут о повышении, и жизнь вернется в прежнее русло. Это просто системный фактор: подняли утильсбор, повысили стоимость нормо-часа, подорожали помидоры или стрижки в парикмахерских — все повторяется по кругу.

Дмитрий Амелин
Дмитрий Амелин (Фото: из личного архива)

— Останутся ли в 2026 году на рынке небольшие бренды, занимающиеся импортом и не имеющие перспектив открыть производство машин непосредственно у нас?

— У этих марок своя специфика. Они могут дать клиенту то, чего не предлагают другие бренды. Они не станут массовыми, не будут делить рынок, но останутся. Их количество может меняться, но всегда найдутся люди, которые будут их покупать. Потому что найдут в них то, чего нет в других машинах: индивидуальность, уникальную комплектацию, что-то еще. Их присутствие будет регулироваться рыночной конъюнктурой. Они будут конкурировать в своей нише — это, безусловно, машины не для массового потребления, но они будут и никуда не денутся.

Фото: Bulkin Sergey / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / NEWS.ru / Global Look Press

— Возможно ли понижение планки мощности со 160 л.с. или полный запрет схемы «для личного пользования»?

— Полный запрет невозможен. Он упирается в так называемый «дипломат сейлз» — историческую возможность сотрудников зарубежных представительств приобретать автомобили. Эта машина, на которой человек отъездил несколько лет, — его личная собственность и на это вряд ли кто-то будет посягать. Но параллельный импорт, конечно, придушат. К этому придут, так должно быть: если машина представлена в России официально, то все должно решаться ценой, качеством, сервисом и гарантиями. Изменения будут, они не за горами, но полный запрет противоречит логике и смыслу.

— Приведет ли изменение методики расчета «утиля» и индексация с января к смещению спроса в сторону сегмента подержанных автомобилей? Будет ли там рост цен?

— Произойдет, но не сильное. Это будет выглядеть как скачок синусоиды на общем ровном графике. Потребуется время на адаптацию — людям нужно будет привыкнуть к новым ценам. Эффект нивелируется, когда машины, завезенные по старым, низким ценам, окончательно уйдут с рынка б/у. Когда «бугор» синусоиды рассосется — на это обычно уходит 2–3 месяца — график снова выровняется, покупатели и продавцы б/у машин найдут баланс.

Есть более глобальная история: мы наблюдаем общее снижение покупательной способности. Это автоматически ведет к росту спроса на подержанные автомобили.

Фото: asobov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: asobov / Shutterstock / FOTODOM

— Какой объем рынка прогнозируете на 2026 год? Вернутся ли в итоге традиционные бренды?

— Сейчас санкции — это попытка задушить другого собственными ограничениями. Но когда санкции по-настоящему начнут работать на экономику, когда речь зайдет о простом желании зарабатывать больше, а конкуренту — меньше, и все это сконцентрируется на ключевых товарах, тогда американцы попытаются «отжать» европейский автопром, чтобы расчистить дорогу своим машинам. По тому же пути пойдут корейцы с японцами. А китайцы в этот момент ловко переориентируются и используют сложившуюся ситуацию себе на пользу. Вот тогда рынок изменится кардинально и пойдет в рост. Потому что начнется возвращение игроков — на особых условиях. С одной стороны, свои правила установит наш Минпромторг, с другой — потребуется специальный ценовой подход.

Китай не останется в стороне. Начнется демпинг, настоящая рыночная драка — в хорошем смысле. Конкуренция станет жестче, но здоровее. И это сразу подстегнет продажи: машины станут дешевле и доступнее.

Если же перемен в ближайшем будущем, конкретно в 2026 году, не случится, то он окажется похож на 2025-й: продажи составят 1 млн единиц с копейками.

— Какой совет дадите рядовому автомобилисту по следующим позициям:

  • Имеет ли смысл покупать автомобиль в конце 2025 года с целью сохранения средств?
  • Стоит ли покупать новый автомобиль до конца 2025 года, если необходимость в покупке высока, или подождать до 2026 года в расчете на скидки?

— Скидок в 2026 году точно не будет. Поэтому если автомобиль нужен, покупать его надо сейчас. Склады уже почти пустые. С 1 января цены вырастут по объективным причинам. Надо успеть купить то, что есть.

Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press

Стоит ли покупать машину, если она не нужна? Конечно, нет. Что будет в конце 2026 года, неизвестно. История знает массу примеров, когда цены сначала росли, а потом резко падали. В Китае тоже не все идеально в автопроме, там тоже склады переполнены. Когда у тебя на площадке скапливается слишком много машин, в какой-то момент ты отдаешь их по себестоимости. А себестоимость в два раза меньше, открою большой секрет.

— Как в целом изменится рынок в 2026 году? Сократится ли количество марок и моделей, официальных дилеров?

— Количество марок и моделей сократится, но с другой стороны — кто-то выйдет на рынок, появится новый игрок. Я бы не сказал, что общее число машин уменьшится. Что до дилеров, какое-то количество из этого бизнеса уйдет. Дело не столько в финансах, сколько в нежелании работать по существующим правилам и в полном отсутствии перспектив. Так что число дилеров будет сокращаться, а новые, молодые, появляться не будут — нет условий для этого.

Читайте также: