Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с участием каршеринга зачастую связаны с юридическими сложностями и финансовыми спорами между сторонами. Ситуация усугубляется, если у арендованной машины не оказывается действующего ОСАГО, а сам сервис неохотно идет на контакт. Autonews.ru выяснил, кто будет платить по счетам в таких случаях.
ДТП по вине каршеринга
В подмосковном Реутове водитель за рулем Geely Coolray, который был арендован в сервисе «Яндекс Драйв», протаранил припаркованную Mazda 3 и скрылся с места ДТП. Об этом Autonews.ru рассказала владелица пострадавшей иномарки Алиса Курманаева.
По ее словам, утром 6 ноября она припарковала свою Mazda на стоянке-«кармане» по адресу Юбилейный проспект, дом 9. После этого женщина отправилась на работу на метро. Вечером неизвестный мужчина позвонил Курманаевой и рассказал, что в ее автомобиль врезался Geely.
«Я была в шоке, потому что весь день машина была на стоянке. Даже подумала, что это «развод», но молодой человек прислал фотографии. Водитель умудрился пролететь по газону и впечатался прямо в правый бок. Удар был такой силы, что мою машину отбросило на стоящий рядом Volkswagen Polo — он тоже поврежден», — рассказала собеседница.
Курманаева вызвала сотрудников ГАИ и на следующий день обратилась в поддержку сервиса за компенсацией, приложив фотографии с места ДТП. В «Яндекс Драйве» в ответ заявили, что вопросом компенсации не занимаются (переписка есть в распоряжении Autonews.ru). Пострадавшей посоветовали обратиться в страховую компанию. При этом в поддержке не ответили, чья именно страховая компания должна заниматься этим вопросом. Данные о виновнике ДТП в сервисе согласились предоставить только после запроса компетентных органов.
Позднее Курманаева выяснила в Национальной страховой информационной системе (НСИС) (дочерняя компания Центробанка России), что в день аварии и накануне у Geely Coolray не было действующего полиса ОСАГО. В «Яндекс Драйве» отсутствие документа не подтвердили.
«По какой причине сведения о данном полисе отсутствуют в реестре Национальной страховой информационной системы и каких-либо иных публичных реестрах, содержащих сведения о полисах ОСАГО, компания «Яндекс Драйв» не располагает и за деятельность данных организаций никакой ответственности не несет», — ответили в поддержке сервиса.
Собеседница Autonews.ru отметила, что не знает, сколько времени займет разбирательство. По предварительным оценкам, Mazda 3 может не подлежать восстановлению.
«ГАИ по-прежнему ищет виновника. Без их заключения пакет документов для моей страховой считается неполным», — пояснила Курманаева.
В «Яндекс Драйве» отказали Autonews.ru комментировать ситуацию.
Кто несет ответственность при ДТП с каршерингом
В России сервисы каршеринга заключают со своими клиентами договоры об аренде транспортного средства без экипажа. Этот документ формально перекладывает ответственность за транспортное средство (ТС) на пользователя на время поездки. Поэтому в случае ДТП издержки будет нести именно он.
«С момента приемки ТС арендатором до возврата ТС риск случайного повреждения и гибели ТС, а также ответственность за вред, причиненный ТС как источником повышенной опасности, несет арендатор», — указывается в договоре аренды «Яндекс Драйва».
Аналогичные условия действуют и в других популярных сервисах каршеринга. Например, в пресс-службе «Делимобиля» Autonews.ru подтвердили, что ответственность за ДТП лежит на пользователе, который управлял автомобилем. Поэтому вопросы компенсации решаются с ним напрямую, как и в случае с любым частным автомобилем.
С этими условиями клиент каршеринга соглашается, подписывая документ перед поездкой на онлайн-площадке сервиса.
Как решается вопрос с оплатой
Каждый каршеринг устанавливает свой порядок оплаты ущерба пользователем, ставшим виновником ДТП.
Зачастую, если в аварии пострадал арендованный автомобиль, то водитель выплачивает сервису установленную договором сумму (франшизу). Она зависит от модели машины. Все остальное покрывает ОСАГО, которое компания оформила на свои автомобили.
Пользователя каршеринга могут освободить от необходимости платить штраф, если вина за аварию лежит не на нем, ДТП было оформлено по всем правилам, а виновная сторона была установлена на месте сотрудниками ГАИ.
Если в ДТП из-за водителя каршеринга был причинен ущерб другим транспортным средствам или здоровью людей, то он также возмещается по ОСАГО и каско (при наличии). В некоторых случаях виновнику приходится доплачивать.
«Гражданская ответственность пользователя в части ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, застрахована по ОСАГО. Однако в случае, если страховое возмещение по ОСАГО все же не полностью покрывает ущерб, причиненный пользователем третьим лицам, пользователь может быть привлечен такими лицами к ответственности по общим правилам гражданского законодательства», — указывает «Яндекс Драйв».
Популярные каршеринги также предлагают арендаторам подключить платные опции, которые должны дополнительно «подстраховать» их в случае аварии по собственной вине. Пользователей зачастую обещают полностью избавить от необходимости платить за ущерб, причиненный другому автомобилю в ДТП.
Конкретные условия нужно внимательно читать в договоре — в Сети регулярно появляются истории от пользователей каршеринга, которые подключили платную опцию, но после аварии не получили помощи от страховщика из-за внезапно всплывших подводных камней. Например, одному из водителей отказали в страховом возмещении повреждения колеса после того, как он врезался в бетонный выступ.
В «Делимобиле» процент покрытия стоимости ремонта зависит от тарифа. В договоре «Яндекс Драйва» отмечается, что платная опция не сработает для водителя, если авария была оформлена с нарушениями. К примеру, сервис настаивает на том, чтобы ДТП оформлялось в присутствии ГАИ, а не по европротоколу.
Важно отметить, что страховка для водителя каршеринга может быть аннулирована, если он попал в ДТП в нетрезвом виде, отказался от медосвидетельствования, скрылся с места аварии, выехал на встречную полосу или совершил другое серьезное правонарушение. В таком случае виновника аварии заставят возместить полный ущерб.
Кроме того, операторы каршеринга налагают собственные штрафы за «пьяные» ДТП и прочие грубые нарушения, которые могут превышать 100 тыс. руб.