РБК АВТО
Закон Эксклюзив
Подписаться на Telegram-канал

Авария по вине каршеринга: как остаться без автомобиля и денег

Autonews выяснил, кто будет платить по счетам при ДТП по вине каршеринга
Разбираемся, кто будет платить по счетам при ДТП по вине каршеринга и как правильно оформить аварию
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»
  1. ДТП по вине каршеринга
  2. Кто несет ответственность при ДТП с каршерингом
  3. Как решается вопрос с оплатой
  4. Когда в ДТП виноват каршеринг
  5. Что делать при ДТП с каршерингом: инструкция

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с участием каршеринга зачастую связаны с юридическими сложностями и финансовыми спорами между сторонами. Ситуация усугубляется, если у арендованной машины не оказывается действующего ОСАГО, а сам сервис неохотно идет на контакт. Autonews.ru выяснил, кто будет платить по счетам в таких случаях.

ДТП по вине каршеринга

В подмосковном Реутове водитель за рулем Geely Coolray, который был арендован в сервисе «Яндекс Драйв», протаранил припаркованную Mazda 3 и скрылся с места ДТП. Об этом Autonews.ru рассказала владелица пострадавшей иномарки Алиса Курманаева.

По ее словам, утром 6 ноября она припарковала свою Mazda на стоянке-«кармане» по адресу Юбилейный проспект, дом 9. После этого женщина отправилась на работу на метро. Вечером неизвестный мужчина позвонил Курманаевой и рассказал, что в ее автомобиль врезался Geely.

«Я была в шоке, потому что весь день машина была на стоянке. Даже подумала, что это «развод», но молодой человек прислал фотографии. Водитель умудрился пролететь по газону и впечатался прямо в правый бок. Удар был такой силы, что мою машину отбросило на стоящий рядом Volkswagen Polo — он тоже поврежден», — рассказала собеседница.

Курманаева вызвала сотрудников ГАИ и на следующий день обратилась в поддержку сервиса за компенсацией, приложив фотографии с места ДТП. В «Яндекс Драйве» в ответ заявили, что вопросом компенсации не занимаются (переписка есть в распоряжении Autonews.ru). Пострадавшей посоветовали обратиться в страховую компанию. При этом в поддержке не ответили, чья именно страховая компания должна заниматься этим вопросом. Данные о виновнике ДТП в сервисе согласились предоставить только после запроса компетентных органов.

Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва» Статьи 29 сентября 2020 Таранят полицию, падают в реку. 5 странных ДТП с каршерингом
Фото: Антон Белицкий / ТАСС, Anton Belitsky / Global Look Press, Полина Лаптева, Car4You How to 13 июня 2019 Что делать, если попал в ДТП на каршеринге

Позднее Курманаева выяснила в Национальной страховой информационной системе (НСИС) (дочерняя компания Центробанка России), что в день аварии и накануне у Geely Coolray не было действующего полиса ОСАГО. В «Яндекс Драйве» отсутствие документа не подтвердили.

Фото: Alice Kurmanaeva / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: Alice Kurmanaeva / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

«По какой причине сведения о данном полисе отсутствуют в реестре Национальной страховой информационной системы и каких-либо иных публичных реестрах, содержащих сведения о полисах ОСАГО, компания «Яндекс Драйв» не располагает и за деятельность данных организаций никакой ответственности не несет», — ответили в поддержке сервиса.

Фото: Alice Kurmanaeva / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: Alice Kurmanaeva / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Собеседница Autonews.ru отметила, что не знает, сколько времени займет разбирательство. По предварительным оценкам, Mazda 3 может не подлежать восстановлению.

«ГАИ по-прежнему ищет виновника. Без их заключения пакет документов для моей страховой считается неполным», — пояснила Курманаева.

В «Яндекс Драйве» отказали Autonews.ru комментировать ситуацию.

Фото: Alice Kurmanaeva / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: Alice Kurmanaeva / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Кто несет ответственность при ДТП с каршерингом

В России сервисы каршеринга заключают со своими клиентами договоры об аренде транспортного средства без экипажа. Этот документ формально перекладывает ответственность за транспортное средство (ТС) на пользователя на время поездки. Поэтому в случае ДТП издержки будет нести именно он.

«С момента приемки ТС арендатором до возврата ТС риск случайного повреждения и гибели ТС, а также ответственность за вред, причиненный ТС как источником повышенной опасности, несет арендатор», — указывается в договоре аренды «Яндекс Драйва».

Аналогичные условия действуют и в других популярных сервисах каршеринга. Например, в пресс-службе «Делимобиля» Autonews.ru подтвердили, что ответственность за ДТП лежит на пользователе, который управлял автомобилем. Поэтому вопросы компенсации решаются с ним напрямую, как и в случае с любым частным автомобилем.

С этими условиями клиент каршеринга соглашается, подписывая документ перед поездкой на онлайн-площадке сервиса.

Как решается вопрос с оплатой

Каждый каршеринг устанавливает свой порядок оплаты ущерба пользователем, ставшим виновником ДТП.

Зачастую, если в аварии пострадал арендованный автомобиль, то водитель выплачивает сервису установленную договором сумму (франшизу). Она зависит от модели машины. Все остальное покрывает ОСАГО, которое компания оформила на свои автомобили.

Пользователя каршеринга могут освободить от необходимости платить штраф, если вина за аварию лежит не на нем, ДТП было оформлено по всем правилам, а виновная сторона была установлена на месте сотрудниками ГАИ.

Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Если в ДТП из-за водителя каршеринга был причинен ущерб другим транспортным средствам или здоровью людей, то он также возмещается по ОСАГО и каско (при наличии). В некоторых случаях виновнику приходится доплачивать.

«Гражданская ответственность пользователя в части ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, застрахована по ОСАГО. Однако в случае, если страховое возмещение по ОСАГО все же не полностью покрывает ущерб, причиненный пользователем третьим лицам, пользователь может быть привлечен такими лицами к ответственности по общим правилам гражданского законодательства», — указывает «Яндекс Драйв».

Популярные каршеринги также предлагают арендаторам подключить платные опции, которые должны дополнительно «подстраховать» их в случае аварии по собственной вине. Пользователей зачастую обещают полностью избавить от необходимости платить за ущерб, причиненный другому автомобилю в ДТП.

Конкретные условия нужно внимательно читать в договоре — в Сети регулярно появляются истории от пользователей каршеринга, которые подключили платную опцию, но после аварии не получили помощи от страховщика из-за внезапно всплывших подводных камней. Например, одному из водителей отказали в страховом возмещении повреждения колеса после того, как он врезался в бетонный выступ.

В «Делимобиле» процент покрытия стоимости ремонта зависит от тарифа. В договоре «Яндекс Драйва» отмечается, что платная опция не сработает для водителя, если авария была оформлена с нарушениями. К примеру, сервис настаивает на том, чтобы ДТП оформлялось в присутствии ГАИ, а не по европротоколу.

Важно отметить, что страховка для водителя каршеринга может быть аннулирована, если он попал в ДТП в нетрезвом виде, отказался от медосвидетельствования, скрылся с места аварии, выехал на встречную полосу или совершил другое серьезное правонарушение. В таком случае виновника аварии заставят возместить полный ущерб.

Кроме того, операторы каршеринга налагают собственные штрафы за «пьяные» ДТП и прочие грубые нарушения, которые могут превышать 100 тыс. руб.

Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Когда в ДТП виноват каршеринг

В судебной практике были прецеденты, когда ответственность за ДТП несла каршеринговая компания и с нее взыскивали средства, рассказал Autonews.ru автоюрист и адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Однако эти случаи были исключениями, и руководствоваться ими не стоит, считает эксперт.

«Сервисы каршеринга — это очень большой вопрос <...> Законодательством, в частности, не предусмотрено алгоритма действий, которые должна предпринять компания, если ее клиент — виновник ДТП. И эту вину еще должно доказать расследование. Только после него компания будет решать вопрос о блокировке аккаунта и о взыскании штрафа», — заявил юрист.

По словам Радько, вину каршеринга можно попробовать доказать в случае, если у автомобиля были технические неисправности. Однако зачастую оказывается, что водитель просто не учел особенности конкретного автомобиля, отметил юрист. Доказывать свою правоту придется при помощи экспертизы, которая выяснит, имела ли неисправность отношение к конкретному ДТП.

Претензии к каршерингу также можно предъявить, если у автомобиля не оказалось действующего полиса ОСАГО, сказал Радько. Проверять информацию юрист посоветовал на сайте НСИС, указывая не только госномер машины, но и ее VIN-код. Если действующего полиса у автомобиля не оказалось, то это повод подать в суд на компанию.

Привлечь каршеринг к ответственности также можно по ст. 1079 Гражданского кодекса (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), заявил Autonews.ru заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Общественной палаты Александр Холодов.

«Если ОСАГО нет, то оформляется ДТП, делается ремонт, собираются чеки, а затем подается претензия юрлицу, на которого оформлена машина. Юрлицо прописано в свидетельстве о регистрации данного автомобиля. Эти данные также есть в протоколе или справках ГАИ. Поскольку нет страховки, то, соответственно, обязанность выплатить остается за владельцем автомобиля», — заявил он.

Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Что делать при ДТП с каршерингом: инструкция

При ДТП с каршерингом автоюристы советуют пострадавшей стороне следовать такому алгоритму действий:

  1. зафиксировать все обстоятельства ДТП, в том числе причиненный ущерб;
  2. записать данные автомобиля каршеринга, водителя, а также собрать показания свидетелей;
  3. вызвать сотрудников ГАИ, оформить аварию и получить документ или его копию, в котором должны быть указаны все обстоятельства ДТП, описан ущерб и определена виновная сторона. В протоколе не должно быть ошибок;
  4. обратиться в свою страховую компанию при наличии ОСАГО. При его отсутствии — в страховую компанию каршеринга.

Водителю каршеринга, ставшему виновником ДТП, после аварии нужно включить аварийную сигнализацию, выставить знак, вызвать сотрудников ГАИ (если это еще не было сделано), получить документы и сфотографировать их. Затем о ДТП необходимо сообщить оператору, указав точный адрес аварии и видимые повреждения автомобиля. К обращению важно приложить фотографии повреждений и документы. Сотрудник компании должен уточнить дальнейший порядок действий.

После оформления аварии оператор может попросить водителя припарковать машину в ближайшем разрешенном месте. Если автомобиль получил серьезный ущерб, то машину придется эвакуировать на стоянку оператора. Дальнейшие действия будет определять страховая компания.

Читайте также: