РБК АВТО
Рынок
Подписаться на Telegram-канал

Автопром намерены избавить от опасных сенсоров. Названы причины и сроки

Euro NCAP призвала к сокращению сенсорных экранов в автомобилях
Ведущая организация по оценке безопасности автомобилей Euro NCAP намерена переориентировать подход мировых автопроизводителей к эргономике и дизайну. Многие китайские модели могут подвергнуться доработке
Фото: Mulevich / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Mulevich / Shutterstock / FOTODOM

Европейская организация Euro NCAP анонсировала реформу в системе оценки безопасности транспортных средств. Нововведения вступят в силу в 2026 году — в компании их назвали самыми масштабными c 2009-го.

Среди изменений — ужесточение правил, связанных с количеством физических кнопок для управления автомобилем.

EuroNCAP — международная общественная организация, которая с 1990-х годов проводит независимые краш-тесты автомобилей. Среди учредителей — государственные институты ряда стран ЕС, отвечающие за безопасность дорожного движения, организации потребителей, автоклубы, а также Международная автомобильная федерация — FIA.

Основная задача EuroNCAP — информирование потенциальных покупателей о степени безопасности автомобилей, предлагаемых к продаже в европейских автосалонах.

Ежегодно организация проводит отбор наиболее популярных и интересных моделей на рынке. Как правило, это новые машины, однако порой компания может сделать выбор в сторону автомобиля, который уже находится в продаже. Обычно представители EuroNCAP анонимно приобретают их у дилеров как обычные покупатели. Однако производители могут сами отправить свой автомобиль на испытания за собственные средства.

По итогам испытаний Euro NCAP публикует отчеты и составляет «звездные рейтинги». Требования к безопасности организация формулирует в своих протоколах на основе данных о реальных авариях, новых технологиях и проблемах безопасности.

В Euro NCAP неоднократно подчеркивали, что их исследования побуждают производителей создавать более безопасные автомобили, поскольку пресса и потребители внимательно следят за рейтингом.

Важное нововведение

Среди автопроизводителей стало популярно устанавливать внутри машин огромное количество дисплеев, которые заменяют кнопки и другие физические элементы управления. Такие решения часто противоречат базовым требованиям безопасности, считают в EuroNCAP.

«Чрезмерное использование сенсорных экранов является общеотраслевой проблемой. Почти все производители автомобилей переносят основные элементы управления на дисплеи, вынуждая водителей отвлекаться от дороги, тем самым повышая риск аварий», — пояснил директор по стратегическому развитию компании Мэттью Эвери.

Changan CS75 Plus
Changan CS75 Plus (Фото: Changan)

Он добавил, что новая система оценок EuroNCAP должна простимулировать производителей устанавливать физические кнопки хотя бы для основных функций автомобиля. Цель — сократить время, когда водитель отрывает взгляд от дороги. Как следствие, поездки должны стать более безопасными.

Как будут оценивать

Согласно новым правилам Euro NCAP, автомобили смогут претендовать на высшую оценку (пять звезд) только при наличии обязательных, по мнению организации, физических элементов управления.

Изначально в этот список собирались включить кнопки и рычажки для поворотников, аварийной сигнализации, клаксона, стеклоочистителей и системы eCall (европейский аналог ЭРА-ГЛОНАСС). В итоге перечень изменили, назвав критически важными физические переключатели для «аварийки», поворотников, дворников, клаксона и фар.

Mercedes-Benz EQS SUV Maybach Volkswagen 11 июля Кнопки вместо сенсорных экранов. 5 автомарок, решивших убрать тачскрины
Фото:  Vi Bilagare Новости 22 августа 2022 Почему кнопки в автомобиле лучше сенсоров: опубликовано доказательство

В целом формироваться рейтинг Euro NCAP с 2026 года будет исходя из четырех новых критериев:

1. Безопасное вождение — подразумевается использование технологий, которые обеспечивают защиту водителя и пассажиров во время поездки. Среди них:

  • система мониторинга слепых зон;
  • круиз-контроль;
  • система распознавания дорожных знаков;
  • система мониторинга усталости водителя;
  • помощник при перестроениях;
  • система помощи при обгонах.

По мнению Euro NCAP, электронные помощники должны не только ассистировать, но и не отвлекать водителя от дороги. От подобных систем ожидают и контроль за состоянием автомобилиста — если они смогут выявлять опьянение у человека за рулем, то модель получит дополнительные баллы.

А вот перебор с экранами и сенсорами будет караться штрафными баллами: все базовые функции должны управляться при помощи физических переключателей.

Volvo S60
Volvo S60 (Фото: Volvo)

2. Предотвращение столкновений — внедрение технологий, которые ликвидируют риски ДТП посредством предупреждений или автономного вмешательства.

В рамках этого раздела оценивается поведение системы экстренного торможения (AEB) при разных сценариях ДТП. За неадекватную работу электронного помощника будут начисляться штрафные баллы.

3. Защита при столкновении — оценивается эффективность подушек безопасности, ремней.

В разделе сохранили набор краш-тестов образца 2020 года, при этом изменились некоторые детали испытаний. Например, фронтальный удар о стену на скорости 50 км/ч заменили аналогичным ударом о деформируемый барьер на скорости 35 км/ч.

4. Безопасность после столкновения — реагирование системы на чрезвычайные ситуации, вызов спецслужб, отсутствие препятствий для оказания помощи пострадавшим (например, в виде «спрятанных» дверных ручек).

Отмечается, что система вызова экстренных служб должна не просто сработать, но и сообщить информацию спасателям о числе пассажиров внутри автомобиля. Предполагается, что это позволит спецслужбам работать эффективнее.

Помимо этого, системы безопасности в электрокарах должны предупреждать водителей о риске возгорания аккумулятора при ДТП.

По каждому из четырех критериев можно получить от 0 до 100%. Итоговый рейтинг будет составляться исходя из суммы всех показателей.

Что будет дальше

Судя по всему, из-за новых критериев претендовать на высокие баллы Euro NCAP в 2026 году не смогут многие популярные автомобили. Среди них — машины Tesla, которые по большей части управляются через сенсорный экран. В этом списке также рискуют оказаться китайские автомобили различных марок, славящиеся многообразными голосовыми помощниками, сенсорными экранами и прочей интеллектуальной начинкой.

Краш-тест Tesla Model S
Краш-тест Tesla Model S (Фото: Euro NCAP)

Автопроизводителям придется учитывать требования Euro NCAP, поскольку рейтинг популярен среди покупателей и оказывает влияние на продажи автомобилей, причем не только в Европе. К слову, представители Euro NCAP допустили, что критерии безопасности к автомобилям будут ужесточаться и дальше.

Читайте также: