РБК АВТО
Рынок
Подписаться на Telegram-канал

Риск блокировки иномарок в России. «Опасные» модели и пути решения

В автосервисах назвали автомобили, которые могут быть заблокированы в России
Разбираемся, какие иностранные автомобили потенциально рискуют попасть под блокировку в России
Фото: DongChedi
Фото: DongChedi

Массовая блокировка, которая произошла с немецкими автомобилями Porsche в России, может затронуть и автомобили других марок, заявили в беседе с Autonews.ru участники отрасли. Разбираемся, какие модели находятся в зоне риска, а также как можно решить эту проблему.

Что произошло

В начале декабря в России владельцы Porsche массово пожаловались на то, что их машины прекратили заводиться. Многим автомобилистам потребовалась помощь эвакуатора, чтобы добраться до сервиса.

В ООО «Порше Руссланд» (российское представительство Porsche) подтвердили наличие проблем с запуском двигателей, которые, по предварительной оценке, не связаны с конструктивными особенностями автомобилей. При этом в компании назвали «незначительным» увеличение числа обращений владельцев Porsche в официальные дилерские центры.

Фото: Anton Vakhrushev / Shutterstock / FOTODOM Рынок 1 декабря В России массово блокируют машины Porsche. Они не заводятся
Фото: Shutterstock / FOTODOM Параллельный импорт 30 июня Тысячи «параллельных» машин попали в розыск по «дубайской схеме»

Директор по сервису дилерской сети «Рольф» Юлия Трушкова, в свою очередь, назвала причиной произошедшего блокировку штатной сигнализации через спутник. Это представляет собой сбой в работе противоугонной системы, который может привести к тому, что на машинах становится невозможно запустить двигатель, стартер или включить зажигание. Также среди последствий — перекрытие подачи топлива и непроизвольное срабатывание световой сигнализации.

В зоне риска все машины Volkswagen

Технический директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никита Родионов отметил, у машин всех брендов Volkswagen Group (Audi, Volkswagen, Skoda, Lamborghini, Porsche и др.) единая архитектура подключенных сервисов и схожие подходы к удаленному доступу. Поэтому при аналогичном сбое теоретически могут быть обездвижены и другие автомобили марок концерна.

«Риск касается не всех автомобилей, а исключительно новых машин — примерно с 2020 года выпуска. Такие автомобили оборудованы телематическими системами, например, Volkswagen Car-Net или Skoda Connect», — уточнил Родионов.

Фото: Volkswagen
Фото: Volkswagen

При этом он подчеркнул, что на данный момент сообщений о подобных блокировках на автомобилях концерна Volkswagen их компания не фиксирует — речь пока идет исключительно о риске и уязвимости.

Аналогичного мнения придерживается Трушкова. Она объяснила, что «российские» Audi, Skoda и Volkswagen могут быть заблокированы вслед за Porsche из-за единой IT-системы концерна. По ее словам, сбой безопасности способен обездвижить все марки Volkswagen Group, включая Lamborghini, так как они используют одинаковое программное обеспечение для удаленного доступа.

«Обращений автовладельцев моделей Audi и Volkswagen у нас не было, ни одного. Понимаю, что это вполне логично было бы, так как они представляют одну группу компаний. Однако мы не фиксировали такую проблему в нашем сервисе», — заключила она.

Сбои у Mercedes-Benz

При этом в «Рольфе» отметили, что подобные ситуации возникают у владельцев автомобилей Mercedes-Benz, однако речь идет об единичных случаях, и машины не превращаются в «кирпич».

О схожих с Porsche проблемах Mercedes-Benz рассказали сотрудники нескольких сервисных центров, куда мы обратились под видом владельцев немецких иномарок. «О такой проблеме мы в курсе. Однако это единичные случаи буквально. Можно не беспокоиться, все это решается относительно быстро», — заверил нас менеджер одной из станций техобслуживания.

Фото: DongChedi
Фото: DongChedi

В компании «Автосвита» (предлагает услуги по продаже запчастей и автосервиса) также предупредили о возможных сбоях и блокировках различных систем на автомобилях западных марок. Представитель фирмы не стал озвучивать названия этих брендов, но отметил, что проблемы эти в любом случае преодолимы.

«Хотя западные концерны ушли с российского рынка и нам стали недоступны официальные обновления программ, есть много способов настройки и перепрограммирования компьютерных систем автомобилей. Как показал опыт, наши айтишники могут решить практически любую проблему», — заключил представитель компании «Автосвита».

Дорогой ремонт и вмешательство специалистов

В «Рольфе» также не считают проблему с блокировкой иномарок в России критической. Как объяснила Трушкова, решается эта неполадка оперативно и для этого не требуется сложных технических усилий. Однако нюансы все же есть.

«Мы перезагружаем блок и ставим его обратно. На данный момент не было ни одного случая, чтобы клиенты снова возвращались с повторением проблемы. Будет ли это возможно дальше, на дистанции, — покажет время», — объяснила она.

Иное мнение озвучил Родионов из Fit Service. Он объяснил, что для решения проблемы потребуется процесс нестандартной диагностики и такого же нестандартного ремонта. Например, это может быть разбор и перезагрузка или перепрошивка блока сигнализации или телематического модуля (иногда с удалением VIN из базы).

«Такой путь требует вмешательства узких специалистов и, конечно, стоит недешево. В ситуации с Porsche программно «разблочить» машину было невозможно. По сложности для обычного владельца это не «сброс ошибки», а полноценная операция: нужен доступ к электронике, корректный софт, понимание схемы и риск потери части официальных онлайн‑функций автомобиля», — резюмировал он.

Фото: Petrov Sergey / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / NEWS.ru / Global Look Press

Почему молчат автопроизводители

После начала военной операции на Украине в 2022 году западные автобренды приостановили свою деятельность в России. Однако дилеры и частные продавцы наладили альтернативные каналы поставок машин по схеме так называемого параллельного импорта. Для таких автомобилей в большинстве случаев недоступны «официальные» программы обновлений, хотя некоторые российские компании предлагают помощь с обходом этих ограничений. В глобальных офисах европейских марок ситуацию с блокировками автомобилей в России не комментировали.