Цены на новые автомобили в России во второй половине 2025 года пошли вверх. Правда, в большинстве случаев корректировка проводилась с помощью отмены или сокращения скидочных программ. Одновременно на фоне ожидания роста цен из-за нового утильсбора началось постепенное оживление продаж на российском рынке.
Autonews.ru обратился к экспертам и продавцам, чтобы узнать, насколько устойчивым будет этот тренд в будущем и чего ждать от цен в 2026 году.
С 1 января 2026 года в России будут проиндексированы ставки утилизационного сбора. Постановление об их ежегодном увеличении на 10–20% было принято еще в 2024 году.
Что будет с продажами новых машин
По словам главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, начало года 2026 года будет не особо хорошим для российского рынка. Причем этот прогноз актуален как для дилеров, так и для потребителей. По его мнению, на рост цен прежде всего повлияет повышение утильсбора.
«Спрос, вытянутый утильсбором вперед, в начале следующего года снизится, продажи упадут до 80–100 тыс. в месяц. Относительно текущих рекордных месяцев это очень сильное падение», — отметил эксперт.
В свою очередь, коммерческий директор ГК «Интерлизинг» Андрей Осипов придерживается другой точки зрения. В декабре он прогнозирует оживленную покупательскую активность — из-за перспектив дальнейшего роста цен.
«На продажи повлияет отложенный спрос, так как сейчас многие представители бизнеса откладывают обновление автопарков. Кроме того, в 2026 году вступит в силу закон о такси, что станет стимулом для отрасли переходить на локализованные модели», — добавил он.
В компании «Рольф» поделились своим прогнозом продаж на следующий год. Аналитики дилерской сети считают, что в 2026 году в России будет продано 1,35–1,4 млн новых машин. Для примера: в 2024 году на рынке было реализовано 1 571 272 автомобиля, а за 11 месяцев 2025 года — 1 189 56 шт. (данные «Автостат»).
Рост цен
На повышение цен на машины окажет влияние целый ряд факторов.
«Не стоит забывать про увеличение НДС на 2 процентных пункта, традиционный рост энерготарифов, транспортных и прочих», — подчеркнул глава «Автостата».
По словам президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, с 1 января автокомпании, «не локализированные в России», будут вынуждены поднять цены из-за индексации утильсбора. Плюс к этому, по его прогнозу, рынок недосчитается тысяч машин мощностью более 160 л. с., которые ранее ввозились в страну частниками по схеме параллельного импорта.
«Их просто перестанут ввозить из-за того, что они дорожают на миллионы рублей», — подчеркнул эксперт.
Основатель и генеральный директор компании «ЭМ Рус» (бренд EVM) Илья Рашкин также считает основным драйвером роста цен на автомобили в 2026 году утилизационный сбор. По мнению эксперта, на этом фоне машины российских брендов и «глубоко локализованные» китайские модели прибавят в стоимости «умеренные 5–10%». В свою очередь, премиум-сегмент и автомобили мощностью свыше 160 л. с., а также весь импорт ждет рост в цене до +20%.
«В плюс к росту сыграет и повышение НДС, а также ослабление курса рубля, которое прогнозируют в начале 2026 года», — подчеркнул Рашкин.
Аналогичного мнения придерживается и Осипов из «Интерлизинга». По его словам, из-за новых ставок утильсбора сильнее всего подорожают в 2026 году представители премиум-сегмента, электромобили и гибриды, а также импортные автомобили с мощностью двигателя более 160 л. с. Причем этот прогноз не учитывает влияния инфляции.
«Скажем, Zeekr 009 с 1 декабря уже прибавил в цене до 13 млн руб., хотя до повышения утильсбора его стоимость составляла примерно 10,5 млн руб.», — привел пример эксперт.
Осипов также заявил, что из-за роста утильсбора тот же Китай ограничил поставки машин с мощностью выше 160 л. с. Одновременно, по его мнению, цены на модели с меньшей мощностью существенно увеличились, в том числе из-за переориентации производств в КНР и повышенного спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
«Российским покупателям придется ждать маломощные автомобили полгода из-за ограничений экспорта со стороны Китая с января 2026 года. Это уже может увеличить прайсы на новые машины на 5–7%, а если в дополнение изменится курс валют, это повысит цены еще на 10%», — резюмировал эксперт.