В 2026 году рынок такси ожидают серьезные изменения из-за последних законодательных инициатив — в том числе новых правил локализации, перевозок и увеличения штрафов. Autonews.ru поговорил с игроками рынка и экспертами и выяснил, с какими проблемами столкнется отрасль и как их собираются решать.
Главное изменение
Основным фактором, влияющим на рынок такси в 2026 году, станут регуляторные инициативы, в первую очередь — закон о локализации, который вступит в силу 1 марта, заявили Autonews.ru опрошенные эксперты.
По новым правилам, автомобили будут допускать к работе в такси при выполнении определенных условий. Первое — сумма баллов локализации при производстве соответствует параметру, установленному правительством для госзакупок (3,2 тыс. баллов). Второе — автомобиль был произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Под критерии попали более 20 моделей от шести марок, выпускающих автомобили в России. В списке Минпромторга оказались Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич». Впоследствии перечень собираются дополнить моделями брендов Tenet, Haval, а также машинами, которые выпускают на заводе «Автотор» (например, Kaiyi, BAIC и SWM).
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в беседе с Autonews.ru заявила, что закон о локализации такси «нанес очень сильный удар по экономической структуре таксопарков».
«Мы всегда были вольны и свободны в том, какие машины покупать и на каких ездить, а сейчас мы будем ориентироваться на перечень Минпромторга», — сказала она.
В сервисе заказа такси «Максим» также заявили, что локализация пока остается главным фактором, который будет влиять на развитие такси в течение следующего года.
Рост тарифов
По данным банка «Русский Стандарт», средний ценник на поездку в такси в России за год вырос примерно на 11,3%.
«Средний чек за поездку на такси по картам в 2025 году составил 581 руб. В 2024 году он был 522 руб.», — рассказали Autonews.ru аналитики банка.
В сервисе «Максим» заявили, что показатель продолжит расти в 2026 году за счет увеличения затрат перевозчиков на фоне регуляторных инициатив.
«С учетом стоимости автомобилей, расходов на обслуживание, лизинг и простои при переходе на новые машины, мы оцениваем потенциальный рост тарифов в диапазоне 20–30% в течение 2026–2027 годов», — сообщили в компании.
Там уточнили, что данный прогноз — ориентир, который может корректироваться в зависимости от объема господдержки, динамики цен на автомобили и других факторов. При этом смягчение требований к самозанятым таксистам может помочь сдержать чрезмерный рост цен в малых городах, где перевозчики-физлица являются основой отрасли, считают в сервисе «Максим».
Зарипова подтвердила, что в следующем году тарифы продолжат расти, а степень подорожания будет зависеть от законодательного регулирования.
«[В плане цен] идем соразмерно инфляции. Если цены в общей массе на продукты и услуги растут, то и такси дорожает. А вот насколько будет этот рост — пока сказать сложно. Приблизительная оценка появится уже после 6 марта», — пояснила она.
Угроза закрытий
По словам Зариповой, ситуация на рынке во многом зависит от того, смогут ли компании работать в легальном поле после 1 марта.
Недавнее исследование «Национального совета такси» (НСТ), которое есть в распоряжении Autonews.ru, показало, что среди 150 опрошенных таксопарков 66% не собираются обновлять свои автопарки в 2026 году. Среди причин: сложная экономическая ситуация и отсутствие понимания, какие экономически эффективные машины можно купить вместо текущих.
Также треть опрошенных перевозчиков всерьез рассматривает вариант закрытия бизнеса.
«30% респондентов заявили, что рассматривают уход с рынка. Еще 40% не готовы строить планы дальнейшей работы, пока не станет известен полный перечень разрешенных к использованию в такси моделей авто. Часть оставшихся 30% сообщили, что будут работать, пока не закончится срок действия текущих лизинговых договоров», — говорится в исследовании НСТ.
На данный момент у 72% опрошенных перевозчиков более половины автопарка не подходит под требования о локализации. Также исследование НСТ показало, что для обновления компаниям нужны «неподъемные суммы».
«По оценкам 67% опрошенных перевозчиков, на обновление автопарка им понадобится до 50 млн руб., 23% — 50–100 млн руб., 10% — более 100 млн руб.», — отмечается в исследовании.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин подчеркнул, что для таксопарков последние законодательные инициативы станут серьезным испытанием.
«Это очень большой, очень болезненный удар. Мы понимаем, что сейчас все будут докатывать те автомобили, которые уже есть. И, соответственно, докатав эти автомобили в 2026-м и последующие годы (смотря у кого на сколько хватит лицензии), уже будут принимать решение, сохраняться на рынке или нет», — заявил он.