Благовещенск стал первым городом России, где полностью запретили движение электросамокатов. Там нельзя сдавать их в аренду и пользоваться. Об этом заявил мэр города Олег Имамеев, аргументировав это тем, что «город должен быть комфортным и безопасным для всех».
Теперь за пользование средствами индивидуальной мобильности (СИМ), в частности, электросамокатами, в Благовещенске грозит штраф:
- для граждан — от 2 до 3 тыс. руб.;
- для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 80 тыс. до 100 тыс. руб.
Мы разобрались, что такое электросамокат и в каких городах есть ограничения на их передвижение.
Что такое электросамокат
Электросамокат — это средство индивидуальной мобильности (СИМ). Такая категория транспортных средств появилась в ПДД с 1 марта 2023 года. Мощность мотора (моторов) СИМ в режиме длительной нагрузки ограничена 0,25 кВт. При соблюдении этого требования права для управления СИМ не требуются. Электросамокаты с мощностью мотора (моторов) от 0,25 до 4 кВт приравниваются уже к мопедам, а свыше 4 кВт — к мотоциклам. В таких случаях для управления требуются права категорий М и А соответственно.
Почему хотят запретить электросамокаты
В России насчитывается порядка полумиллиона СИМ, большинство из которых — электросамокаты. Как и любые другие транспортные средства, СИМ попадают в ДТП. В 2024 году их количество увеличилось на 42,8% (всего 4,42 тыс.), а количество погибших в таких авариях — на 25,6% (всего 54 человека). По данным МВД, 65% этих инцидентов связаны с использованием арендованных электросамокатов.
Лидируют по аварийности с участием СИМ следующие регионы:
- Москва — 1323 ДТП;
- Красноярский край — 406;
- Нижегородская область — 234;
- Санкт-Петербург и Кубань — по 202.
Все это вызывает общественный резонанс. Так, по результатам прошлогоднего опроса, проведенного «Левада-Центром» (Минюст признал его иноагентом), за запрет электросамокатов высказалось 33% москвичей, тогда как 57% придерживаются противоположного мнения. Среди противников такого вида СИМ преобладают жители столицы в возрасте от 55 лет (35%), менее обеспеченные (48%) и те, кто никогда не пользовался электросамокатами (38%).
Причинами негативного отношения к электросамокатам в ходе опроса чаще всего назывались:
- высокая аварийность: 51%;
- несоблюдение ПДД: 29%;
- слишком высокая скорость движения: 26%;
- езда по тротуарам: 25%.

Власти реагируют на эти настроения. В Госдуме прозвучали предложения убрать электросамокаты с тротуаров и разрешить передвижение на таких СИМ только по велодорожкам или в рамках специальной инфраструктуры. Со своей стороны, Следственный комитет РФ внес в высший законодательный орган страны предложения, которые позволят приравнять СИМ к механическим транспортным средствам, а использующих их — к водителям, что подразумевает, в частности, запрет на управление электросамокатами до достижения 16-летнего возраста.
Что нельзя делать на электросамокате сейчас
Требования к движению лиц, использующих СИМ, сформулированы в разделе 24 ПДД. Подробнее читайте о них по ссылке.
Следует отметить, что в настоящее время в отношении привлечения к ответственности лиц, управляющих СИМ, существует нормативная коллизия. Пункт 1.2 ПДД относит СИМ к транспортным средствам, тогда как в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ дается определение транспортного средства, под которое СИМ, и электросамокаты в частности, не подпадают, поскольку для управления ими не требуются права.
В начале апреля Общественная палата РФ направила предложения в адрес Минтранса и МВД по выделению в КоАП в особую категорию штрафов для лиц, управляющих электросамокатами. В документе указывается, что в 2024 году в их отношении было возбуждено более 70 тыс. дел об административных правонарушениях, в основном по ч. 2 ст.12.29 КоАП РФ. Она предусматривает штраф в размере 800 руб. за нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, кроме пешеходов и пассажиров. Для той же категории лиц ч. 3 ст.12.29 КоАП РФ устанавливает штраф от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. за нарушения, совершенные в состоянии опьянения.