РБК АВТО
Рынок
Подписаться на Telegram-канал

Когда россияне снова начнут покупать машины. Эксперты все рассказали

Эксперты рассказали, когда в России вырастут продажи новых автомобилей
Разбираемся, когда потребители вновь вернутся в автосалоны, что будет со скидками на новые машины и когда дилеры смогут распродать прошлогодние стоки
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Несмотря на оптимистичные прогнозы, российский автомобильный рынок не смог выйти на плюсовые значения весной-летом 2025 года. На этом фоне также снижаются ожидания аналитиков и представителей бизнеса на финальные цифры продаж этого года.

Autonews.ru обратился к экспертам, чтобы выяснить, когда россияне снова побегут к дилерам и что мешает росту рынка прямо сейчас.

Дело в укрепившемся рубле

Как рассказал глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, изначально был прогноз, что подъем рынка начнется весной 2025 года. Однако этого не произошло.

«Cкорее всего, нынешний уровень продаж останется стабильным и на перспективу. Полностью исключить рост продаж нельзя, однако если он и будет, то очень небольшим», — заметил эксперт.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press Автокредиты 25 июля Ключевую ставку понизили до 18%. Чего ждать покупателям машин
Фото: Alexander Chaikin / Shutterstock / FOTODOM Дилеры 17 июля Сколько автосалонов закрылись в России в 2025 году. Исследование

По словам директора департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николая Иванова, на данный момент есть два фактора, которые не дают автомобильному рынку «выйти в плюс». К ним эксперт отнес в первую очередь высокую ключевую ставку.

«Необходимо понимать, что ситуация с ключевой ставкой делится на две части по влиянию на рынок. Во-первых, это дорогие автокредиты. Во-вторых, выгодные условия для вкладов, которыми многие пользуются, отдавая предпочтение накоплению, а не большим покупкам в данный момент», — объяснил Иванов.

Ко второму фактору, оказывающему сдерживающее влияние на российский авторынок, эксперт отнес укрепившийся рубль. По его мнению, в такой ситуации часть потребителей, имеющих накопления в иностранной валюте, просто не хочет терять деньги при обмене.

«А те, кто держит средства в рублях, кладут их под выгодный процент на депозит в банк», — резюмировал он.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Похожего мнения придерживается заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. По его словам, рынок новых автомобилей летом демонстрирует отрицательную динамику из-за отсутствия драйверов роста продаж. Он отметил, что ключевая ставка остается высокой и ее снижение на 1 п.п. не повлияло на рынок автокредитования.

Заместитель генерального директора ВТБ Лизинг по направлению автолизинга Александр Ганчев отметил, что продажи новых автомобилей летом усилили падение. По итогам первого полугодия оно составило порядка 26%. Причину, как и его коллеги, эксперт видит в высокой ключевой ставке.

Плюс будет в феврале

Ренат Тюктеев ожидает в июле небольшой рост продаж — до 95–98 тыс. новых автомобилей против 90 тыс. в июне. Свой прогноз эксперт связал в первую очередь с увеличением количества рабочих дней по сравнению с двумя предыдущими месяцами. Однако негативное влияние на рынок оказывает активный сезон отпусков.

«Существенный же импульс возможен только при снижении ключевой ставки как минимум на 4–5%», — заключил он.

Николай Иванов считает, что для резкого увеличения спроса на автомобили должна существенно снизиться ключевая ставка. Эксперт уверен, что если это произойдет, то, безусловно, станет драйвером роста для отечественного рынка.

«Также это может произойти в случае каких-то шоков, которые станут сильными инфоповодами и приведут к росту активности потребительской. Например, так было в прошлом году перед повышением тарифа утильсбора», — добавил эксперт.

По мнению Александра Ганчева, помимо снижения ключевой ставки стимулом для покупки авто в третьем квартале текущего года может стать расширение специализированных программ льготного автокредитования и лизинга от производителей, а также господдержки.

«Это определенно позволит увеличить спрос», — подчеркнул он.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press
Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press

Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков считает, что восстановление российского автомобильного рынка стоит ожидать к 2026 году. Однако темпы и полнота восстановления зависят от нескольких ключевых факторов.

  1. Снижение ключевой ставки Центрального банка с текущих 20% до 17-18%. Это должно стимулировать спрос на автомобили за счет удешевления кредитных ресурсов.
  2. Укрепление рубля и смягчение различных пошлин может дать возможность сохранить или даже снизить цены на автомобили, что положительно скажется на покупательской активности.
  3. Государственная поддержка также играет важную роль в стимулировании спроса. Программа льготного автокредитования продлена до 2026 года, что создает дополнительные возможности для потенциальных покупателей.

Более оптимистично настроен Сергей Целиков. По его словам, «чисто статистический» плюс возможен с февраля следующего года. Он объяснил, что когда база становится слишком низкой, то по отношению к этому периоду потом начинаются плюсы.

«То есть на какой-то период рынку надо опуститься, чтобы потом оттолкнуться от дна и вновь показать положительные значения», — рассказал эксперт.

Скидки задействованы на максимум

На фоне продолжающегося падения продаж и затоваривания складов автопроизводители и сами дилеры на протяжении всего 2025 года вводили скидочные программы, а иногда снижали и саму прайсовую стоимость машин. По мнению Иванова, этот тренд точно сохранится до конца лета.

«С наступлением осени все будут смотреть на ситуацию с затоваренностью складов, как будет складываться спрос. В случае если сток будет интенсивно уменьшаться, то, конечно, и дисконтирование снизится», — уверен эксперт.

Тюктеев, в свою очередь, отметил, что все программы стимулирования продаж сейчас «задействованы на максимуме». При этом, по оценке экспертов, запасы новых автомобилей на складах импортеров составляют около 350 тыс. единиц.

«По мере окончательного выбытия машин 2024 года выпуска объем скидок будет уменьшаться», — спрогнозировал он.

Ганчев, наоборот, считает, что cток нераспроданных авто у российских дилеров и импортеров увеличивается. По его подсчетам, в июне импортировано 25,8 тыс. автомобилей, что на 45% превышает импорт в мае. Кроме того, российский автопром выпустил еще 78 тыс. легковых автомобилей.

«Суммарно объем складов дилеров и импортеров пополнился на 103,8 тыс. автомобилей. По нашей оценке, за первое полугодие суммарные стоки сократились всего на 20–30 тыс. штук», — заявил эксперт.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Одной из причин увеличения количества нераспроданных машин Тюктеев считает будущую индексацию утильсбора, которая запланирована на 1 января 2026 года. Он подчеркнул, что тогда стоимость ввозимых моделей увеличится в среднем на 250 тыс. руб., так что уже сейчас продавцы наращивают закупку машин из-за рубежа.

«Поэтому нет предпосылок к тому, чтобы скидки прекратили свое действие. До сих пор они являются стимулирующим инструментом продаж, особенно ввиду многообразия брендов на рынке России», — резюмировал специалист.

Сергей Целиков считает, что сейчас в России действуют максимальные скидки за последние пять лет. Аналитик отметил, что компаниям приходится идти на такой шаг по причине того, что потенциальных покупателей банально меньше, чем самих автомобилей.

При этом эксперт считает, что скидочные программы будут действовать всегда. Однако через определенное время они начнут «уходить» на менее интересные модификации и модели. Также будет сокращаться и размер дисконта.