РБК АВТО
Интервью
Подписаться на Telegram-канал

Новые штрафы и рост цен. Глава НАС — о том, что ждет водителей в России

Глава НАС Шапарин заявил о необходимости ужесточить наказание за нарушения ПДД
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин рассказал Autonews.ru, за какие нарушения надо ужесточить наказания, что делать с «праворульками» и когда подорожают машины
Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM

Как изменится жизнь автомобилистов в России в самом скором времени, какие инициативы в части ПДД сейчас рассматривают власти, что будет с ценами на машины и какие марки могут уйти с нашего рынка — об этом и многом другом Autonews.ru поговорил с президентом Национального автомобильного союза (НАС) Антоном Шапариным.

— Антон, начать хотелось бы с нашумевшей истории по запрету правого руля в России. Как вы считаете, нужны ли такие ограничения?

— Тут надо понимать, что вообще произошло. МВД в своей стратегии прямо написало, что такие машины опасны. Такой вывод базируется на их внутренней статистике. Однако СМИ начали трактовать эту информацию по-своему: МВД хочет запретить праворульные автомобили. Конечно, это совсем не так, какого-то непосредственного плана у ведомства на данный момент нет. Хотя я также согласен, что такие машины менее безопасны на наших дорогах. Кроме этого, тут надо смотреть, как они заехали в Россию. Дело в том, что многие автомобили вообще не соответствуют нашему техническому регламенту — например, в области светотехники.

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин (Фото: из личного архива)

— А вообще реально ли воплотить такую инициативу в жизнь?

— Когда-то давно один серьезный человек из ГАИ заявил, что они фактически ждут, когда автомобили с правым рулем исчезнут из России органически. Дело в том, что однажды уже была предпринята попытка сделать это механическим способом, что привело к общественному возмущению, прежде всего на Дальнем Востоке.

Сейчас ввести какой-то запрет абсолютно невозможно — просто-напросто потому, что через Дальний Восток ежегодно въезжают сотни тысяч автомобилей с правым рулем. Стоит отметить, что сейчас объем таких машин на наших дорогах рекордный.

— Хотелось бы поговорить о ваших громких инициативах. Например, в 2023 году Национальный автомобильный союз предложил изменить правила продажи автомобилей. Чем в итоге закончилась эта история?

— В этом предложении мы фокусировались на том, что по нашим дорогам ездит огромное количество незарегистрированных автомобилей. Такие машины несут угрозу безопасности, так как на них могут ездить преступники. Кроме этого, они создают дополнительную нагрузку на бюджет, потому что он теряет поступления в виде транспортного налога.

Для решения проблемы мы предложили обязать продавцов автомобилей информировать о сделке сотрудников ГАИ. Таким образом также можно было бы «прижать» перекупщиков, которые разгоняют цены на вторичке. Впрочем, решать эти проблемы в МВД не захотели. Поэтому тут я могу спрогнозировать только ухудшение ситуации.

— А какие еще инициативы были разработаны вашей организацией за недавнее время и каков их статус?

— Последние процессы, которые мы инициировали и в которых принимали активное участие, связаны с ввозом и эксплуатацией китайских автомобилей в России. К примеру, НАС обнаружил феноменальные проблемы с грузовиками марки Sitrak. Фактически компания завозила к нам на сертификацию одно, а потом поставляла абсолютно другое. Обнаружив это, мы подали иск к Росстандарту с просьбой обеспечить отзыв одобрения типа транспортного средства (ОТТС) у Sitrak. Пришлось, конечно, очень долго судиться на эту тему. Однако в итоге Росстандарт де-факто выполнил наши требования. Это, конечно, победа, так как ведомство наконец-то прекратило бездействие в данном вопросе.

Sitrak C7H 6X4
Sitrak C7H 6X4 (Фото: Sitrak)

— С грузовиками понятно. Возможно, есть еще какие-то предложения, которые особенно актуальны для рядовых российских водителей?

— Второй большой вопрос, который мы поднимали, это деятельность Росаккредитации. Фактически они допустили ситуацию, когда испытательные лаборатории просто начали продавать документы в промышленных объемах. Целый ряд фактов об этом мы распространили через СМИ. В итоге многочисленные публикации привели к отставке руководства Росаккредитации, а также способствовали привлечению внимания высшей власти к недоработкам в этой сфере.

— Не могу не спросить про одну из очень наболевших тем — дорожные камеры. Знаю, что этим вопросом НАС также занимался.

— Да, действительно, нами было проведено исследование, в ходе которого было установлено, что треть установленных в России камер — это просто «реликтовые ископаемые». Такие комплексы максимум могут определить скорость транспорта.

К примеру, возьмем Краснодарский край. Этот регион лидирует в стране по числу камер фотовидеофиксации на дорогах. Однако там количество штрафов, выставляемых с одной камеры в день, в 20 раз меньше показателей Москвы (три против 46). Это говорит о том, что множество камер в Краснодарском крае просто не работают.

— А проблема ошибочных штрафов с камер, на ваш взгляд, насколько сейчас актуальна в России?

— Количество ошибочных штрафов нельзя назвать очень большим, но, безусловно, прецеденты иногда случаются. Суть проблемы тут абсолютно понятна. Дело в том, что не сам комплекс выставляет штраф водителю. Это делает должностное лицо, которое должно было изучить все материалы с камеры и принять решение о наказании. Однако количество таких материалов огромно, и сотрудники просто физически не справляются с такими объемами. Решение проблемы тут одно — это расширение штата.

— Стоит ли ввести наказания за неправильный штраф?

— Есть мнение, что сотрудников профильных ведомств, которые вынесли неправильный штраф, надо наказывать. Однако я уверен, что это не приведет ни к чему хорошему. У нас сейчас и так недобор кадров в МВД, о чем они сами регулярно говорят, а если их и штрафовать начать, то ситуация еще больше ухудшится. Поэтому сейчас лучшим решением стало бы максимальное упрощение системы обжалования штрафов.

Фото: baon / Shutterstock / FOTODOM
Фото: baon / Shutterstock / FOTODOM

— Еще одна обсуждаемая по сей день тема — недавнее ужесточение штрафов за целый ряд нарушений ПДД. Как вы считаете, насколько это нововведение обоснованно?

— Мы выступаем за ребалансировку КоАП. Дело в том, что многие нарушения, за которые водитель должен нести крайне серьезную ответственность, в этом недавнем ужесточении вообще не затронуты.

— Можете привести примеры?

— Конечно же, это неиспользование в машине детских кресел, а также непристегнутый ремень. Вот наказания за эти нарушения, я считаю, надо ужесточать максимально, так как они напрямую влияют на смертность на дорогах.

— Также регулярно возобновляются дискуссии о возможном возвращении штрафа за среднюю скорость. Что вы думаете по этому поводу?

— Смотрите, у нас есть знак, на котором написана цифра с допустимой скоростью. Табличку установили не просто так, а для безопасности водителей. Поэтому автомобилист обязан соблюдать скоростной режим на этом участке. Как будут штрафовать нарушителей-гонщиков, это уже дело второе.

Вместе с тем властям следует выставлять актуальный скоростной режим на трассах. На некоторых российских дорогах он явно занижен. В Москве, к примеру, есть места, где максимальная разрешенная скорость составляет 10 км/ч — электросамокат быстрее ехать будет.

— Еще чаще, мне кажется, в нашей стране обсуждается вопрос тонировки. Стоит ли тут ждать каких-то подвижек?

— К тонировке стекол в автомобиле можно относиться по-разному, но надо помнить, что она регламентирована техрегламентом Таможенного союза. Поэтому, когда отдельные депутаты Госдумы, не разобравшись в вопросе, предлагают ее отменить, это говорит лишь об их безграмотности. То есть надо понимать, что каких-то требований, которые могла бы принять Госдума, тут будет недостаточно.

— Реально ли воплощение в жизнь некогда озвученной инициативы Минтранса штрафовать за курение за рулем?

— Пока предложение Минтранса, как и многие другие его инициативы, просто висит в воздухе. Однако совершенно понятно, что за рулем можно ехать исключительно в режиме «рука на руле, глаза на дороге». Телефоны, «курилки», кофе и многое другое тут недопустимы с точки зрения безопасности. Бороться с этим явлением, безусловно, нужно. Способ тут один — камеры фотовидеофиксации.

Фото: GaudiLab / Shutterstock / FOTODOM
Фото: GaudiLab / Shutterstock / FOTODOM

— В последнее время активно муссируются слухи о том, что автостраховка скоро может стать очень дорогой для рядовых водителей. Вам что-то известно по этому поводу?

— Система ОСАГО сейчас разбалансирована полностью, это уже застарелая наша проблема. Тарифы на страховку растут, а выплаты, наоборот, уменьшаются. Последнее обусловлено занижением в разы стоимости запчастей. Также тут стоит отметить оценку ущерба от якобы независимых экспертов, которые зачастую в одном офисе со страховщиками сидят. В Белоруссии, к примеру, выплаты в разы выше и тарифы ниже. Мы ждем, в свою очередь, от нашего регулятора скорейшего вмешательства в ситуацию и заимствования опыта соседней страны.

— Давайте поговорим еще об одной актуальной теме для всех водителей — ценах на новые машины. Чего тут следует ждать в будущем?

— Тут главным драйвером является утилизационный сбор, который повышается каждый год. Разумеется, все это будет плюсоваться к ценам на автомобили. Одновременно Минпромторг снижает количество баллов локализации, которые автопроизводители должны набрать для получения компенсации. Это хороший пасс в сторону Haval и других китайских компаний, который собираются инвестировать в производство в России. Разумеется, на цены будут влиять также курс валют и размер ключевой ставки.

— А зачем вообще нужен утильсбор?

— Утильсбор — это мера таможенно-тарифного регулирования, которая никакой связи с утилизацией, конечно же, не имеет. В первую очередь речь тут идет о защите рынка. Тем или иным способом все мировые экономики борются за то, чтобы ограничить внешнее присутствие, когда у них есть сильные внутренние игроки. Однако это история не про Россию. У нас, к сожалению, в целом ряде сегментов нет своих автомобилей, которые смогли бы составить конкуренцию тем же «китайцам».

Однако можно констатировать, что утилизационный сбор никуда не денется. И изменений тут ждать не стоит. За минувший год, на минуточку, он принес в бюджет внушительный триллион рублей. Никто от таких средств сейчас отказываться не будет.

— Весь 2025 год в России дилеры и дистрибьюторы вводили «увесистые» скидки на новые автомобили. Как долго продлится этот тренд?

— Дисконт на машины был введен на фоне затоваривания складов, низкой покупательской активности, да и деньги стали дорогими. Пока стоки сохраняются, скидки останутся.

Фото: Shatokhina Natalia / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Shatokhina Natalia / NEWS.ru / Global Look Press

— Конечно, тут надо также затронуть вопрос «возвращенцев». В случае такого камбэка смогут ли они сбросить с трона китайских автопроизводителей в России?

 — Ситуация с так называемыми возвращенцами будет зависеть от цен. Разумеется, очень многие российские водители с большой радостью вернутся к привычным им маркам. Однако это будет возможным только в случае, если машины будут конкурентоспособными по сравнению с «китайцами» по деньгам.

— Получается, россияне могут очень легко расстаться китайскими автомобилями?

— Тут ситуация достаточно неоднозначная. Не секрет, что многие наши водители покупают модели из КНР вынужденно, из-за отсутствия альтернатив. Плюс прибавьте к этому невысокую надежность некоторых таких автомобилей. Это, кстати, объясняется тем, что многие модели заточены непосредственно под местный рынок. Там особенно не принято беречь машины, и, кроме этого, китайцы стараются регулярно обновлять свой личный автомобиль.

Однако, с другой стороны, китайский автопром прибавляет очень и очень быстро. Например, многие модели Toyota или Lexus сейчас в некоторых аспектах выглядят настоящими анахронизмами по сравнению с автомобилями из КНР.

Несмотря на это, я уверен, что при возвращении тех же корейцев в Россию мы вполне можем увидеть очереди в их автосалоны.

— На нашем рынке сейчас представлена целая россыпь китайских брендов. При этом многие из них не могут похвастаться впечатляющими результатами продаж. Следует ли ждать исхода некоторых компаний из России?

— Исход из России грозит тем китайским маркам, которые не захотят локализовываться. Фактически перед ними сейчас стоит выбор: выпускать машины здесь или уходить. Причина в том, что утилизационный сбор рано или поздно просто сметет с рынка все, что не локализовано, чисто в денежном вопросе.

— А что вы думаете по поводу корейского бренда KGM (бывший SsangYong) и его перспектив в России?

— Корейские автомобили KGM при нынешнем уровне цен будут, скажем так, явлением у нас эпизодическим. Безусловно, они предлагают комфортные машины с неплохим набором опций, но за те деньги, что за них просят, это просто бессмыслица. Поэтому они абсолютно точно проигрывают своим китайским соперникам. В какие-то успешные рыночные перспективы этого игрока на нашем рынке на данный момент я не верю. Более того, с нынешним уровнем продаж вообще встает вопрос о будущем этой марки в России.

KGM Torres
KGM Torres (Фото: KGM)

— Российский АвтоВАЗ, наоборот, единоличный лидер рынка уже очень долгое время. Может ли когда-нибудь этот тренд измениться?

— Я бы не стал говорить, что АвтоВАЗ — лидер навсегда. Чтобы им стать, нужно быть инноватором и предлагать те продукты, которые будут востребованы без административного давления. Во-вторых, стоит признать, что компания перегнула с ценой. К примеру, сейчас она на домашнем рынке выставляет машины дороже, чем в Белоруссии.

— Ну, кстати, АвтоВАЗ не так давно представил свой первый кроссовер — Azimut. Как он вам?

— Понять бы для начала, насколько он состоит из китайских деталей. В первую очередь тут говорим о моторах и коробке передач. Что касается его перспектив, то тут все от ценника будет зависеть. Пока никаких цифр автовазовцы не озвучивали.