Сколько стоит подбор автомобиля, какие инструменты используют профессионалы и почему китайские машины не всегда оправдывают ожидания рассказал Autonews.ru основатель компании OkAuto, которая занимается подбором и доставкой автомобилей из-за рубежа, Кирилл Овчинников.
В проекте «Подборщики» мы даем возможность высказаться тем, кто проверяет автомобили. У всех героев есть сформированная репутация, медийный вес и большой опыт работы в сфере подбора. Данный материал не является рекомендацией услуг того или иного специалиста.
— Сколько лет вы уже занимаетесь подбором автомобилей?
— Свой путь я начал в 2017 году. Прошел обучение и самостоятельно стал изучать вопрос подбора автомобиля. Это был достаточно долгий путь, при этом я совмещал его с госслужбой — график позволял. Думал, в каком направлении развиваться. Автомобили всегда нравились, и это было, наверное, единственное, чем хотел заниматься.
— Сколько машин прошло через ваши руки?
— Несколько тысяч машин. Отдельно отмечу, что наша компания также занимается привозом автомобилей. Только за последний месяц мы привезли больше 150 машин. В год выходит более тысячи. Соответственно, несложно посчитать, сколько автомобилей прошло за эти годы через осмотры, привозы, подборы.
— Какие инструменты используете при проверке автомобилей?
— Если говорим про подбор на российском рынке, то используем всем известные сервисы, а также различные боты для проверки автомобилей. Конечно, применяем толщиномеры, компьютерную диагностику, сканеры. Все автомобили проходят осмотр на подъемнике. Это полный комплекс проверки.
— Сколько стоит ваша услуга и может ли меняться итоговая сумма?
— Есть несколько услуг, которые мы предоставляем. Разовый осмотр — от 10 тыс. руб. Подбор автомобиля — от 50 тыс. Привоз из-за границы — от 70 тыс. руб. Все зависит от бюджета и необходимой услуги.
— Кто к вам чаще обращается — новички или опытные автомобилисты?
— Чаще всего — люди с опытом, у которых уже были автомобили. Наш основной сегмент — от 3 млн руб. и выше: 5, 7, 10, 12 млн. Как правило, это клиенты с капиталом, которые уже не раз покупали машины.
— Какие автомобили чаще всего просят найти?
— Мы все фанаты BMW, и в основном подбираем именно их. Процентов 60 заказов приходится на BMW. На втором месте — Audi, на третьем — корейские бренды Kia и Hyundai.

— Когда можно сэкономить на подборе, а где этого точно не стоит делать?
— Последние пару лет наше основное направление — привоз автомобилей из-за границы. Здесь сэкономить практически невозможно. Можно, например, самому забрать машину из Владивостока, но нужно понимать: это 8 тыс. км сложного и долгого маршрута, где может произойти все, что угодно.
Можно обратиться к компании без офиса в России, но есть риски передачи денег и заключения договора дистанционно. Или выбрать специалистов без какой-либо ответственности по договору.
У нас все максимально прозрачно. Мы берем на себя риски и фиксируем многие позиции по стоимости. У нас прописана ответственность клиента, наша ответственность и все обязанности сторон.
— Какие авто или бренды вы лично никогда не порекомендуете?
— У нас был опыт работы с китайскими автомобилями, которые официально продаются на рынке. Из плюсов покупки таких машин я бы отметил только условия приобретения.
— То есть сейчас люди выбирают условия покупки, а не машину?
— Да, если речь идет об ограниченных бюджетах 2–3 млн руб., особенно когда этих денег нет на руках. У людей просто не остается выбора — приходится покупать новый китайский автомобиль.
Но у таких машин много нюансов: фактическое отсутствие реальной гарантии, отсутствие запчастей в наличии, неготовность сервисов даже со временем обслуживать их при возникновении гарантийных ремонтов. Плюс низкая ликвидность на вторичном рынке.

Если открыть агрегаторы, то по немецким брендам будет много меньше предложений, чем по китайским. Последних в разы больше, потому что люди поездили и поняли, что китайские автомобили пытались заманить опциями и ценами. Им рассказывали, что они не хуже европейских, а на деле выяснилось: и в эксплуатации, и в эмоциях, и в качестве, и в управляемости — разница огромная.
Постепенно люди стали переходить на европейские автомобили, на привоз из-за границы. И тут важный момент: многие просто не готовы покупать машины на местном рынке. Это и дорого, и выбор ограничен. Вспомним 2021–2023 годы, когда поставки фактически прекратились и, кроме китайских автомобилей, в продаже почти ничего не было.
Если введут какие-то дополнительные ограничения вроде утильсбора, то, скорее всего, люди либо вообще откажутся от покупки на какое-то время, либо будут искать обходные пути. Но точно не станут покупать автомобили местного производства: это и дорого, и качество сомнительное.
— Какая самая странная или сложная история случалась с вами во время подбора?
— Автомобиль сам по себе — сложный агрегат, его нужно тщательно проверять и изучать. Сказать, что были какие-то действительно необычные ситуации, я не могу. Все, что возникало, мы решали в пользу клиента: устраняли технические нюансы, например.
У нас действует двойная проверка, которая исключает возможность ошибок. Если первый эксперт что-то упустил, второй выявит этот момент и тем самым исключит любые риски для клиента. Это очень важно.
— Какие риски при покупке автомобиля с пробегом появились в последние годы?
— На самом деле рынок хоть и меняется, меняются только сами автомобили. А ситуация в целом остается прежней. Каких-то новых схем обмана не появилось. Все достаточно понятно и прозрачно.

— Какой совет вы бы дали человеку, который только задумывается о покупке машины с пробегом?
— Люди в основном переживают, что покупка окажется дороже или возникнут какие-то финансовые трудности. Из-за этого часто откладывают решение. Но могу сказать: лучшего времени, чем сейчас, нет.
Постоянно появляются новые вводные — ограничения, изменения цен, сужение выбора. Это только усложняет процесс. Поэтому, если есть желание и потребность, нужно брать и покупать.