На заседании 12 сентября Банк России принял решение о снижении ключевой ставки на 100 б.п. — с 18 до 17%. Среди прочего это окажет влияние на отечественный авторынок. Насколько сильно — Autonews.ru узнал у экспертов.
Новое снижение «ключа» не стало сюрпризом. 16 из 30 участников консенсус-прогноза РБК даже предрекали снижение ставки на 200 б.п., до 16% годовых, в связи с более сильным по отношению к прогнозу замедлением российской экономики. Восемь экспертов спрогнозировали падение ставки на 100 б.п., до 17% годовых, а трое — назвали равновероятными вариантами снижение на 100 или 200 б.п. Регулятор ограничился снижением ключевой ставки на 1 процентный пункт.
ЦБ опускает ставку уже третий раз подряд. 6 июня она была снижена с 21 до 20% годовых, а 25 июля — сразу на 200 б.п., с 20 до 18%.
Реакция экспертов
Опрошенные Autonews.ru эксперты оценили очередное снижение ставки как позитивный шаг для экономики в целом и авторынка в частности. Вместе с тем по-настоящему взбодрить автомобильную отрасль и существенно нарастить объемы продаж эта мера пока вряд ли может. Установленная ЦБ ставка все еще остается высокой и оказывает негативное влияние на автокредитование и лизинг.
«50–60% машин продается в кредит. Получается, что чем дороже кредиты, тем меньше покупают. Автокредитование сократилось примерно в два раза. До восстановления рынка, как показали итоги августа, еще очень далеко. Тем более что за январь–август мы видим падение рынка к аналогичному периоду прошлого года. Очень здорово, что ставку снижают, но в целом нужно понимать, что ставка примерно 15% — это то, над чем еще может предприниматель работать и зарабатывать. Все, что выше, — губительно для любого бизнеса, автобизнеса в том числе», — заявили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин назвал снижение ключевой ставки «заметным движением».
«Оно позволит снизить кредитную нагрузку на тех, кто хочет взять машину в кредит. Одновременно многие граждане столкнутся с падением доходности по депозитам, необходимостью заплатить с этой доходности подоходный налог, если сумма значительная», — отметил он.
Руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации Александр Николаенко считает, что ранее сделанные шаги ЦБ уже оказали влияние, но оно пока незначительное.
«Мы видим небольшой всплеск, отложенный спрос, на который клиенты уже начали реагировать. Буквально с августа. Август и начало сентября стали более активными несмотря на то, что это лето. Отклик от клиентов есть, активность увеличилась, количество сделок стало расти. По большей степени у тех компаний, у которых есть плавающая ставка по договору лизинга. Клиенты понимают, что «ключ» будет дальше идти вниз, и они заключают договор по плавающей ставке», — пояснил собеседник.
Евгений Кочуров, финансовый директор «Интерлизинга», также считает, что даже прежняя ключевая ставка в 18% уже начала оказывать положительное влияние на авторынок.
«По мнению автодилеров, снижение способствует росту ежемесячных продаж новых автомобилей до 105–110 тыс. Однако эффект пока проявляется с задержкой: удешевление автокредитов и увеличение кредитной активности ожидаются через 3–4 месяца после снижения ставки», — отметил эксперт.
Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский отметил, что уже видно снижение ставок по лизингу техники и складского оборудования в некоторых крупных компаниях.
«Например, если в первой половине 2025 года средняя лизинговая ставка на грузовики была на уровне 6–7% выше ключевой, последние известные нам коммерческие предложения превышают ее лишь на 2,5%», — подчеркнул он.
Президент Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслав Жигалов отметил, что уже после первого снижения ключевой ставки в июне на 1 п.п. производители предприняли серьезные усилия по оживлению рынка. К концу июня средняя ставка по кредитам на новые автомобили с учетом их субсидий опустилась ниже 10%, что являлось хорошим уровнем даже в благоприятные экономические времена. Таким образом, отрыв от рынка достиг уже 15 п.п. Снижение «ключа» на 100 б.п. Жигалов назвал правильным решением.
«На депозитах у населения скопилось более 61 трлн руб., что почти равно годовому розничному обороту нашей экономики. Всего лишь 10% от этой суммы мгновенно увеличат спрос в два раза. А если учесть, что спрос этот неравномерен, то товары длительного пользования, как автомобили, например, станут остродефицитными, поскольку так же быстро нарастить предложение невозможно. Особенно, если помнить про предстоящее с Нового года очередное повышение утильсбора», — конкретизировал глава САД.