Что и когда изменится
Минпромторг анонсировал пересмотр методики начисления утилизационного сбора на ввозимые в Россию автомобили. В соответствии с релизом, с ноября 2025 года при расчете стоимости «утиля» могут начать учитывать не только объем двигателя и год выпуска транспортных средств, но и максимальную мощность. Затронет нововведение также электрокары и гибриды: льготы планируется сохранить лишь в отношении машин мощностью менее 80 л.с.
Что касается традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), то при превышении мощности 160 л.с. платить утильсбор по коммерческим ставкам будут обязаны даже физические лица, ввозящие автомобили для собственных нужд.
В настоящий момент на обычных граждан распространяется следующая льготная ставка:
- 3,4 тыс. руб., если возраст автомобиля не превышает трех лет;
- 5,2 тыс. руб., если возраст более трех лет.
Ставка коммерческого утильсбора в разы выше. К примеру, за автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 л он сейчас составляет 667 тыс. руб., а от 2,0 до 3,0 л — 1 875 400 руб.
Согласно подсчетам властей, увеличение ставок утильсбора позволит дополнительно собрать в бюджет от 40 млрд до 60 млрд руб. за год. Средства могут быть направлены на дофинансирование программ поддержки спроса на авторынке. Кстати, к 2030 году, согласно планам по ежегодной индексации «утиля», коммерческая ставка на модели с объемом двигателя от 1 до 2 л увеличится с сегодняшних 667 400 руб. до 1 172 400 руб.
Какие машины останутся, какие — нет
Пересмотр методики начисления «утиля», по мнению опрошенных Autonews.ru экспертов, может привести к существенной трансформации российского авторынка. На первичном рынке стоимость многих моделей подскочит мгновенно, а через два-три месяца цены вырастут и на вторичке — они будут тянуться вверх вслед за рынком новых машин.
«Речь идет о частичном сворачивании окна возможностей для импорта физлицами автомобилей для личного пользования, при котором утильсбор составляет несколько тысяч рублей», — пояснил президент Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслав Жигалов.
«Сейчас этот канал превратился в масштабный бизнес с десятками тысяч импортируемых преимущественно из Южной Кореи и Китая автомобилей. Такое окно противоречит самой идее утильсбора как защитного барьера для отечественного автопрома», — добавил он.
По словам специалиста, сейчас лазейкой пользуются не граждане, а бизнес, получая при этом необоснованное конкурентное преимущество.

Спрогнозировать судьбу отдельно взятых моделей Жигалов затруднился из-за большого количества факторов.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов пояснил, что с введением нового «утиля» изменится возможность приобретения новых автомобилей, ввозимых по параллельному импорту.
«Модели, доступные ранее, теперь столкнутся с высоким налоговым бременем. Например, подорожают европейские и американские спорткары с мощными двигателями, внедорожники премиум-сегмента (например, Mercedes-Benz GLS, BMW X7), японские и корейские модели вроде Toyota Land Cruiser и Kia Mohave. Эти автомобили больше не будут востребованы у россиян, из-за того что перестанет выгодно их ввозить», — уточнил Тузов.
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский назвал последствия от новой методики негативными, поскольку все дополнительные траты лягут на плечи конечного клиента, не создавая при этом свободной конкуренции. Уровень грядущего подорожания популярных в России моделей Li Auto, а также Aito Seres эксперт оценил примерно в 2 млн руб.
Специалист добавил, что в преддверии запуска нововведения не стоит ждать роста импорта автомобилей в страну: нет смысла привозить автомобилей больше, чем можно продать за два месяца.
«Основные изменения по росту утильсбора коснутся небольшого сегмента рынка — это гибриды и электроавтомобили, там рост конечной стоимости будет примерно +2 млн руб. на единицу. А весь сегмент электрических автомобилей и гибридов составляет порядка 8% от объема продаж», — подчеркнул Ольховский.